pic

Екатерина АКИШИНА

исполнительный директор Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство», директор Института художественного образования и культурологии Российской академии образования

Екатерина Михайловна, какие задачи стоят перед Ассоциацией в новом учебном году?

Их много, и все они важны. Мы активно разрабатываем эффективные стратегии культурологической безопасности подрастающего поколения. Дети сегодня много времени проводят в интернет-пространстве, самостоятельно получают любую информацию, в том числе и информацию о произведениях искусства, о художественном и музыкальном творчестве. Все это происходит стихийно. Зачастую ученик негативно отзывается о произведении искусства только потому, что не знает его, не владеет языком искусства и, соответственно, подвержен чужому мнению.

Под культурологической безопасностью мы понимаем защиту культурного наследия, исторических традиций и общечеловеческих ценностей, способность к сохранению своего национального достояния и самобытности. Главная цель предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе – защита от разрушения культурных образцов прежних поколений и обеспечение условий для эволюции новых национальных традиций.

Продолжая Вашу мысль, хочется сказать и о значительной роли искусства и творчества в воспитании детей, профилактике агрессивного поведения школьников. Сейчас об этом много говорят. 

Не только говорят, но и делают в этом направлении очень много. Школа наделяется воспитательной функцией. Очевидно, что искусство и художественная деятельность в этом вопросе играют ключевую роль. Все мы знаем, что творчество улучшает познавательные способности обучающихся разных возрастов. Многочисленные исследования доказали, что стремление к искусству и культуре развивает эмпатию, умение сопереживать другому, помогает рефлексировать, учит креативно и критически мыслить, рисковать, принимать решения, вырабатывает способность справляться с жизненными трудностями. Искусство обладает огромным потенциалом опосредованного воспитания и социализации, когда духовно-нравственные истины не навязываются, а постигаются через художественный образ и формирование собственного отношения к окружающей жизни. Учитывая все это, наш предмет заслуживает особенного внимания. 

Роль учителя искусства в современном обществе велика. Универсальный образный язык искусства объединяет детей, учит их уважительно относиться к культурным традициям разных народов. В современном мире музыка, театр, хореография, кино, веб-дизайн и любое другое творчество – возможность приобщения школьников к сфере духовной жизни общества. Это способствует развитию у молодого поколения ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности к эстетическому формированию окружающей среды. Учитель предметной области «Искусство» должен уметь достучаться до души школьника. Поэтому педагог нашей сферы – внимательный, чуткий, добросовестный, самокритичный и, разумеется, он любит детей. 

Как профессионал, творческий педагог совмещает преподавание с тем видом творчества, которому обучает детей, знает историю искусства. Он всесторонне развит, очень эрудирован. Например, учителю музыки необходимо знать основы живописи, архитектуры, театра и кино. Кроме того, что он профессионал в каком-либо виде искусства, он владеет методиками и педагогическими технологиями, так как преподавание искусства – это особая компетенция, я сказала бы, что это миссия. Несомненно, что современный учитель музыки и Изо должен владеть компьютерными технологиями, музыкальными и графическими программами. 

В финальной четверти прошлого учебного года, которая прошла в дистанционном формате, мы все оказались в новых условиях. Откровенно говоря, дистант показал, что организовать обучение по предметной области «Искусство» сложнее всего. Например, онлайн-урок по математике, при всем нашем уважении к царице наук, провести проще, чем тот же урок музыки или Изо. Урок искусства – урок творческий, предполагающий непосредственный контакт и индивидуальный подход к каждому ученику. Безусловно, учителя обеспечивали проведение уроков, но освоение многих музыкальных и художественных навыков осталось нереализованным из-за дистанционного формата работы. Что мы решили сделать в первую очередь? Конечно же, необходимо разработать новые формы обучения музыке и изобразительному искусству в дистанционном формате и крайне важно обучить учителей способам удаленной работы с детьми. Именно на этом будет сделан акцент в новом учебном году. 

Каким образом Ассоциация помогает педагогам в их профессиональном пути?  

Главная цель Ассоциации учителей предметной области «Искусство» – защита профессиональных интересов учителей. И это определяет наши основные задачи. Мы совместно ищем пути решения проблем современного художественно-эстетического образования, выявляем актуальные педагогические проблемы, устраняем их, повышаем роль образования в области искусства в системе общего образования. 

Кроме этого, Ассоциация занимается организацией и проведением мероприятий, конкурсов и олимпиад для учителей и обучающихся, создает условия для профессионального общения педагогов с целью повышения их компетентности, содействует в совершенствовании и развитии системы профессионального образования. 

У нас много задач. Скажу, что учитель, став членом Ассоциации, получает возможность участия в деятельности педагогического сообщества, в том числе в проведении экспертизы программ, учебников, методических рекомендаций, в научно-практических разработках, в продвижении инновационных педагогических технологий и методик. Работа Ассоциации предполагает конструктивный обмен педагогическим опытом и взаимодействие в целях укрепления и совершенствования предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях.

Какие мероприятия запланированы на ближайший учебный год?

Важным событием этого учебного года станет Съезд учителей предметной области «Искусство». Он будет проводиться в дистанционном формате. Нашему педагогическому сообществу необходимо обсудить не только проблемы, но и представить достижения, поставить задачи на будущее. В первую очередь важно преодолеть сложности в координации членов Ассоциации, так как высокая занятость и плотность расписания занятий не всегда позволяют им присутствовать и участвовать в мероприятиях. Также необходимо обсудить работу в новых для нас условиях онлайн-режима, затронуть проблему качества профессиональной подготовки учителей искусства.

Что бы вы пожелали педагогам в новом учебном году?  

Настрой у учителей должен быть всегда позитивным. Учебный процесс – процесс сложный и подчас не обходится без трудностей. Наша Ассоциация поддержит своих коллег в любой ситуации. Причем мы не оставляем без внимания школы из самых отдаленных уголков нашей страны. Желаю учителям интересной, творческой работы и, конечно, любопытных, талантливых и успешных учеников. Ведь успех каждого ребенка – успех учителя!

Официальный сайт Ассоциации учителей предметной области «Искусство»