pic

Евгений СЕМЧЕНКО

Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России

Раскрытие потенциала детей, развитие их талантов – все это должно быть в программах дошкольного воспитания.

Обеспечение доступности дошкольного образования для детей как от трех до семи лет, так и более раннего возраста – одна из приоритетных задач Министерства просвещения. Об этом говорится в национальных проектах «Образование» и «Демография». 

Качественное образование и воспитание детей с самого раннего возраста позволит сформировать их как личностей, привить нравственные ценности, раскрыть и развить таланты, помочь получить необходимые знания и поддержку от внимательных воспитателей, учителей, методистов. 

Безусловно, к работе по воспитанию и образованию детей важно привлекать родителей, чтобы ребенок был в единой комфортной для себя среде и дома, и в образовательном учреждении, чтобы и в семье, и в детском саду с ним говорили об одних ценностях, чтобы и там, и там он чувствовал заботу и содействие. Конечно, родителям нужна методическая и психолого-педагогическая помощь, поэтому для них был создан специальный портал, где собрана информация о центрах поддержки родителей, материалы о воспитании и образовании детей.   

Остановимся подробнее на том, что будет сделано Министерством просвещения для качественного дошкольного образования детей в ближайшие годы. 

Продолжится строительство детских садов и развитие сети организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования или присмотра и ухода за детьми, в том числе и частных, а также тех учреждений, которые специализируются на альтернативных моделях образовательных программ и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. 

Большое внимание будет уделено обновлению содержания дошкольного образования, чтобы оно было современным и помогало детям адаптироваться к миру. При этом в программах будет учитываться, что у детей есть индивидуальные особенности восприятия, поэтому надо позаботитьсяо том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в процессе воспитания и получения знаний комфортно. Раскрывать потенциал детей, развивать их таланты, давать веру в себя и свои возможности, убеждать их в том, что они всегда могут рассчитывать на помощь взрослых наставников, – все это должно быть в программах дошкольного воспитания. При этом непременно стоит соблюдать принцип «не навреди». Что бы мы ни делали, каким бы благом нам ни казались те или иные нововведения, методические рекомендации, использование современных технологий, мы должны здраво оценивать, какое влияние на ребенка это окажет. Модное не всегда значит полезное, и воспитатели, и родители, прежде всего, должны не гнаться за модой, а заботиться о детях.  

Совместно со специалистами – медиками и психологами – продолжится тщательная работа над созданием условий для ранней профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функционального развития (когнитивного, эмоционального, физического) детей дошкольного возраста в процессе получения дошкольного образования, снижением дискриминации детей по любому признаку. Отдельная задача в работе – создание условий для получения детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья доступного и качественного дошкольного образования для выравнивания стартовых возможностей при формировании первоначальных навыков учебной деятельности. 

Важная задача – создание условий для социализации детей дошкольного возраста через сотрудничество со взрослыми – педагогами и родителями. Как уже неоднократно подчеркивал Министр просвещения Сергей Кравцов, необходимо не только давать детям знания, воспитывать их, но и заботиться о них, быть внимательными к каждой мелочи, важной для ребенка, помогать, направлять, быть рядом. Чувствуя поддержку, каждый ребенок сможет добиться большего. 

Для достижения целей в развитии дошкольного образования нужны отлично подготовленные педагоги, поэтому отдельный блок работы Министерства просвещения – совершенствование системы профессионального образования и повышение квалификации педагогов дошкольного образования, улучшение условий их профессиональной деятельности, обучение их работе в условиях чрезвычайных ситуаций, самоизоляции, повышенной готовности, в том числе вызванных эпидемиями. Как показал этот год, профессионализм педагогов и умение адаптироваться к чрезвычайным обстоятельствам позволили организовать дистанционную работу с детьми в условиях режима самоизоляции. Но эта ситуация продемонстрировала  и слабые стороны, над  которыми еще предстоит тщательно и качественно работать. 

В современном мире дети с раннего детства подвергаются множеству рисков, которые сильно влияют на них. Поэтому важно усиливать психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям дошкольного и раннего школьного возраста. Необходимо привлекать к сотрудничеству лучших специалистов, перенимать опыт, который наработан в регионах, взаимодействовать со специалистами из МЧС, которые принимают активное участие в составлении школьной программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Мы можем максимально оградить детей от опасностей, если будем честно и доступно говорить с ними о том, как вести себя в той или иной ситуации, почему не стоит делать определенных вещей, разъяснять, что всегда можно обратиться за советом к взрослым. 

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также создание условий для их безопасного пребывания во всех дошкольных образовательных организациях – это еще одно приоритетное направление работы. Культура здорового образа жизни должна стать неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Занятия спортом, в легкой, доступной и интересной форме поданная информация о важности хорошего питания, движения, интерактивные игры на тему ЗОЖ – все это постепенно поможет сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. 

Еще одна тема, с которой предстоит работать в этом году, развивая дошкольное образование, – безопасное использование цифровых технологий в образовании и воспитании дошкольников. Мы не можем оградить детей от использования гаджетов, они – часть современного мира и при грамотном использовании могут помочь в выполнении всех задач, которые намечены в области развитии дошкольного образования на этот год. Да, реальность такова, что с раннего детства сейчас мы растим детей в технологическом мире, поэтому важно научить ребенка безопасно жить в нем, соблюдая баланс между использованием возможностей цифрового и реального мира. Следовательно, нужно тщательно прорабатывать методы использования цифровой среды в воспитании и образовании, взаимодействовать с родителями, поясняя, как лучше способствовать правильному восприятию современных технологий, при этом не рискуя физическим и психическим здоровьем детей. Важно пояснять родителям, что гаджеты ни в коем случае не должны заменять полноценное общение родителей с детьми – и с психологической точки зрения, и с точки зрения информации, которую получают малыши из сети Интернет. Любой гаджет должен стать помощником для воспитания, но не заменять родителя как друга, советчика, наставника для ребенка. С самого раннего возраста важно установить личные доверительные отношения с ребенком, тогда и процесс воспитания, и процесс обучения дадут более качественные результаты.   

В заключение отметим, что главным в развитии дошкольного воспитания остается забота о детях. Что бы мы ни делали, надо серьезно и внимательно обдумать, как это поможет развить умственные или физические способности ребенка, раскрыть таланты.