pic

Во Владимире четвертый год работает проект «Наука не мука. Школа не приговор». Один из его авторов – Мария Шпилевич, консультант по профориентации и школьной стратегии, победитель всероссийского конкурса «Успешная мама – 2016», обладатель премии «Человек года. Регионы» за 2017 год, мама шестерых детей. «Вестник образования» Минпросвещения России побеседовал с ней о том, какую пользу в выстраивании отношений между родителями и школой приносит этот проект.   
 

Мария ШПИЛЕВИЧ

консультант по профориентации и школьной стратегии, победитель всероссийского конкурса «Успешная мама – 2016»

Мария Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте. 

Наш проект помогает выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для школьников, пройдя по которым они получают наилучшие результаты. За четыре года работы мы составили такие маршруты и для ребят, которые учатся на территории нашей страны, и для тех, кто по каким-то семейным обстоятельствам уехал учиться за границу. Все дети улучшили свои знания и умения. Есть у нас и короткие программы работы с детьми. Если образовательный маршрут – это долгосрочный проект (от двух до пяти лет), то короткие программы – это точечная история, цель которой – помогать родителям школьников. Они проходят в формате онлайн-курса. Первая программа называется «Как научить ребенка делать домашнее задание самостоятельно», она очень популярна среди родителей. Вторая – «Как помочь ребенку с пятерками в школе раз и навсегда». Они отличаются подходами, но главные цели одинаковые: научить детей самостоятельности во всей учебной деятельности и развить общеучебные умения и навыки. 

А как вы выстраиваете взаимодействие с родителями? 

У нас есть несколько вариантов работы с родителями – каждый  человек выбирает тот, который ему удобнее. Например, мы можем провести консультацию: о ней просят те, кто узнал о нас от кого-то и хочет попробовать поработать с нами. Другой вариант – онлайн-курс или родительское собрание онлайн, выступление на родительской или педагогической конференции, на которые нас часто приглашают. Третья возможность – очная работа в группе, которая может состоять из родителей из разных школ или одного класса, когда поступает запрос от школы провести родительское собрание и рассказать о методиках работы с детьми. Часто мы выступаем и в так называемых «университетах для родителей», которые действуют в школах. Там мы проводим мастер-классы, диагностики, занятия по профориентации – в зависимости от того, что в данный момент актуально для конкретных родителей конкретной школы. 

Какие самые частые проблемы озвучивают родители? И как вы помогаете их решить с привлечением педагогов, классных руководителей и руководства школы? 

Все запросы родителей сводятся к одному: недостаточно информации о том, как в школе проходит учебный процесс. Почему их это так волнует? Потому что они находятся в огромном информационном поле, в котором им сложно ориентироваться. Когда их ребенок идет в первый класс, они уже озабочены сдачей всероссийских проверочных работ, знают много терминов, но не всегда разбираются, в каком классе что проходит. У них нет информации от школы, они в растерянности, начинают раздражаться и нервничать, и негатив идет на школу. Но всего-то лишь надо, чтобы родители заранее получали информацию. 

Выражается негатив, допустим, так: «Учитель придирается к моему ребенку из-за неправильного оформления упражнения в тетради. Он несправедливый, поставил четверку». Почему такая реакция? Потому что родитель элементарно не знает о том, что правильное оформление – это один из критериев, по которому ребенка будут оценивать через четыре года на ВПР, и учитель совершенно правильно изначально готовит ребенка к этому, прививая навык красивого, грамотного оформления работы. Если бы родителям в первом классе сказали: «Мы любим ваших детей, заботимся о них, и то, что делаем, делаем ради их блага. Пожалуйста, давайте работать как одна команда», тогда у родителей была бы другая реакция. И они могли бы это объяснить ребенку, вместе с ним разобраться, что не так. 

Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить диалог между родителями и школой? 

У нас не всегда получается убедить школы в важности нашего посредничества. Когда мы со своей стороны проявляем инициативу и говорим, можно ли прийти и ответить на вопросы родителей, чаще всего говорят, что без вас работы хватает. И лишь некоторые школы, осознанно подходящие к выстраиванию диалога с родителями, приглашают нас. Поэтому отношения со школами выстраиваются долго. Но мы продолжаем убеждать их, что, например, можем провести занятие с родителями, как научить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание. Это же польза для всех: и самого ребенка, который чувствует уверенность, когда сам может со всем справиться, и родителей, которым больше не надо стоять у него над душой и нервничать, и учителя, который уверен, что все заданное будет сделано.  

Какие результаты вашей работы вы отмечаете в школах, с которыми сотрудничаете? 

Приведу примеры. Нас приглашала одна из гимназий Владимира поработать с родителями младших классов как раз по вопросу домашних заданий. Мы провели мастер-класс, объяснили все папам и мамам. После этого нам стали писать классные руководители и благодарить, отмечая, что теперь им гораздо легче работать с детьми. Другой пример с использованием вроде бы простого инструмента, но решающего одну большую проблему – записи домашних заданий: мы предлагаем классным руководителям назначить одного ребенка ответственным за запись задания. Таким образом, все дети знают, у кого спросить, если забыли записать или потеряли запись, и звонят Маше. Родителям не надо в таком случае устраивать долгую переписку в чатах, пытаясь выяснить, что задано. 

Также мы получаем обратную связь от учителей среднего и старшего звена, работающих с детьми, которые не могут определиться с выбором экзаменов. В такой ситуации много проблем и у детей, и у родителей, и у учителей. У нас есть конкретный метод решения, который помогает, мы о нем рассказываем. Он помогает сделать выбор осознанно, с пользой для ребенка, который потом сможет реализоваться, занимаясь любимым делом. 

В этом году нас дважды приглашал Владимирский институт развития образования, мы онлайн проводили два мероприятия: одно для педагогов, второе – областное родительское собрание. 

Какую пользу приносит ваша деятельность учителям? 

Сегодня учителю совершенно некогда изучать ту довольно специфичную сферу, в которой мы работаем. У него своя «территория» для развития, надо учить и воспитывать детей, сосредоточиться на этом. А мы и другие наши коллеги по всей России готовы бесплатно работать со школами: брать целые классы на долгосрочные профориентационные программы.  

Сейчас, когда Россия идет к поставленной Президентом цели – войти в десятку стран с лучшими системами образования, чтобы этого достичь, надо максимально соответствовать всем высоким критериям, которые есть в мире. И в ведущих образовательных системах есть такие специалисты, как мы, они там называются тьюторами, которые как раз и строят долгосрочный индивидуальный план развития ребенка и помогают пройти путь обучения в школе. Мы только вступаем на этот путь.