pic

Ирина ПЛЕЩЕВА

Исполнительный директор Российского движения школьников

Российское движение школьников (РДШ) – уникальная общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников, совершенствовании государственной политики в области воспитания.

Движение создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года. Сейчас оно объединяет более 900 000 детей и 19 000 образовательных учреждений из 85 российских регионов, реализует четыре направления и девять поднаправлений деятельности и более 40 федеральных проектов и конкурсов по таким направлениям, как экология, добровольчество, медиа, спорт, музейное дело, наука, дизайн, самоуправление, краеведение. Три крупных проекта РДШ – Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы», Всероссийский конкурс «Лига вожатых» и Всероссийский проект «Классные встречи» – входят в нацпроект «Образование». 

Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы» стартовал летом 2017 года, а с 2018 года он проходит в рамках федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Конкурс направлен на создание эффективной системы развития добровольчества в школах, поддержку волонтерства среди детей и подростков. Участники конкурса – добровольческие (волонтерские) отряды государственных, муниципальных бюджетных и автономных общеобразовательных организаций – могут претендовать на получение субсидий (грантов) на реализацию авторских социальных проектов. К участию в конкурсе также приглашаются ребята в возрасте от 8 до 17 лет, которые на протяжении всего года реализуют личные добровольческие инициативы и создают вокруг себя сообщества школьных добровольцев, меняющих мир к лучшему.

Всероссийский конкурс «Лига вожатых» – это конкурс профессионального мастерства вожатых, направленный на выявление и распространение лучших педагогических практик в сфере организации отдыха и оздоровления детей, повышение уровня подготовки, педагогического мастерства и методической грамотности специалистов, работающих с временным детским коллективом. 

«Классные встречи РДШ» – проект, в рамках которого известные люди встречаются с ребятами из разных регионов страны, рассказывают и отвечают на вопросы о себе и своем профессиональном пути, делятся опытом и знаниями, дают советы. С 2019 года «Классные встречи» – часть федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Записи эфиров и подробная информация – в группе проекта «Классные встречи РДШ» в соцсети «ВКонтакте».

С декабря 2018 года работает и развивается Корпоративный университет РДШ. 13 октября 2020 года он получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования. 

Кроме того, движение – учредитель Классного радио РДШ, молодежного интернет-радио, официально зарегистрированного как сетевое СМИ. Информационный портал ежедневно публикует авторские материалы и новости о жизни подростков, активностях детско-юношеской организации. В авторских программах радио участники движения обсуждают волнующие их темы и учатся доносить свою точку зрения до аудитории. 

В 2020/21 учебном году Российское движение школьников впервые в России успешно провело самый крупный чемпионат по киберспорту среди школьников «Всероссийская киберспортивная школьная лига РДШ». Турнир прошел по десяти дисциплинам во всех федеральных округах  в режиме онлайн. Гранд-финал с участием победителей отборочных игр состоялся в мае в Москве в рамках фестиваля «Большой школьный пикник». В соревнованиях Киберлиги РДШ приняло участие более 27 000 школьников, а эфиры полуфинальных игр посмотрело в интернете более 3 млн человек.

Также в прошедшем учебном году РДШ запустило Всероссийский проект «Шеф в школе», направленный на повышение качества еды в школьных столовых, пропаганду здорового и полноценного школьного питания. Его участниками стали более 5000 школьников из всех регионов страны. Амбассадор проекта известный шеф-повар Константин Ивлев вместе с РДШефами посетил школы подмосковных Солнечногорска, Одинцова, города Кола Мурманской области и Нижнего Новгорода и оценил качество питания, а также приготовил и презентовал блюда из меню, разработанного с учетом мнения самих учеников. Результаты регулярных опросов школьников и составленные на их основе рейтинги школьного питания в регионах привлекли внимание СМИ и региональных властей. Проанализировав мнения школьников, эксперты проекта также подготовили и направили предложения в Роспотребнадзор. С 1 сентября стартует новый масштабный сезон проекта. 

Для ребят, увлеченных наукой, Российское движение школьников активно развивает направление «РДШ-наука». Например, Всероссийский проект «Научное ориентирование: Открытый космос» позволяет вовлечь учащихся в научно-образовательный процесс создания орбитальной группировки 3U-кубсатов. Весной 2021 года около 180 школьников из 36 регионов России собрались на Всероссийском космическом фестивале РДШ «Открытый космос» в Москве. В ходе двухдневного фестиваля ребята посетили Звездный городок и павильон «Космос» на ВДНХ, пообщались с космонавтами и представителями космических профессий, устроили гонку на планетоходах, смогли выйти в открытый космос в виртуальной реальности, участвовали в квестах и викторинах, а также вместе посмотрели российский фильм «Салют-7». 

Всероссийский проект «Школьная классика»

Сейчас мы отмечаем повышенное внимание со стороны Правительства Российской Федерации к вопросам воспитания школьников. Об этом свидетельствует ряд постановлений, направленных на совершенствование сферы дополнительного образования. Возникает множество инициатив, связанных с организацией воспитательной, просветительской работы, в том числе буквально во всех направлениях, видах и жанрах детского и молодежного любительского художественного творчества. 

РДШ и Театральный институт имени Бориса Щукина в марте 2021 года запустили Всероссийский проект «Школьная классика», направленный на создание поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию школьников. Глобальная задача проекта – разработка программы развития школьных театров Российской Федерации до 2024 года. 

Отправной точкой для нас стало исследование, проведенное в форме федерального анкетирования среди 10 000 школьников и педагогов. Оно показало, что большинство респондентов заинтересованы в создании театральных студий при школах. Проект в том числе предусматривает определение школ, в которых будет усовершенствована материально-техническая база уже функционирующих школьных театральных студий или необходимо создать новые. Он включает творческий конкурс, методическое сопровождение участников на всех этапах, организацию очных и дистанционных тренингов, мастер-классов, консультаций для обучающихся и педагогов. Школьники, педагоги и родители могут принять в нем участие в одном из двух форматов: базовый дает возможность создать школьный театр с нуля, а продвинутый – интегрироваться в творческое профессиональное сообщество с уже работающими школьными театральными коллективами. 

В этом году в рамках проекта накануне Международного дня русского языка и 222-летия со дня рождения Александра Пушкина в Псковской области на открытой сцене музея-заповедника «Михайловское» состоялся премьерный спектакль «Чудное мгновенье». Более 300 человек посмотрели сценическую работу, выполненную коллективами школьных театров из Курска, Казани, Тулы, Самары, Тамбова, Москвы и Московской области и выпускниками Театрального института имени Бориса Щукина.

В планах – разработка в новом учебном году комплекса учебно-методических пособий, образовательного курса под руководством заслуженных артистов и экспертов театральной сферы, создание более 50 театральных студий в регионах с нуля, а также организация и проведение образовательных интенсивов для участников и курсов повышения квалификации для педагогов. Запуск проекта намечен на 13 сентября 2021 года. 

Навигаторы детства: новые должности в школах России

В новом учебном году в школах десяти пилотных регионов (Нижегородская, Челябинская, Тюменская, Омская, Вологодская, Брянская, Калининградская, Сахалинская области, Ставропольский край и город Севастополь) появится новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Именно эти люди станут наставниками современных детей, смогут выявить и поддержать их способности и таланты, создать условия для успешной социализации каждого ребенка. Они помогут учащимся сориентироваться среди большого количества возможностей, которые предлагают различные детские организации и общественные объединения, выстроить индивидуальную траекторию развития. 

Отбор кандидатов на должность советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями проводился в рамках конкурса «Навигаторы детства», запущенного Министерством просвещения Российской Федерации и РДШ 22 января 2021 года. Конкурс проходил в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» при участии Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Международного детского центра «Артек». 

На конкурс было подано более 6000 заявок. 2500 человек стали победителями, 2219 школ примут участие в реализации проекта. Все будущие советники проходят обучение по образовательной программе, в основу которой легла «Артековская педагогика», включающая современные технологии воспитания, основные подходы к организации воспитательного процесса, коллективной творческой деятельности воспитанников. На сайте Корпоративного университета РДШ создан специальный раздел в помощь советникам по воспитанию и работе с детскими объединениями. Раздел включает следующие подборки методических материалов:

•    «Видеолекториум»: видеоматериалы (онлайн-лекции, мастер-классы, семинары);
•     «Методика работы»: методические разработки, конструкторы планов работы (рабочих программ) классных руководителей, общеобразовательных (общеразвивающих) программ дополнительного образования, рабочих программ по внеурочной деятельности;
•     «Педагогический журнал»: тематические блоки «Современные технологии и методики воспитания», «Обновляем технологические компетенции», «Современные управленческие компетенции» и «Психолого-педагогические компетенции»;
•    «Воспитательные практики в контент-агрегаторе «Ежедневно с РДШ»: коллекция методических разработок и успешного воспитательного опыта регионов по реализации мероприятий, акций, конкурсов и проектов РДШ.

Обучение в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия, отношения, обязанности. Советникам директоров по воспитанию необходимо выстраивать воспитательную работу не только на уровне школы, но и во взаимодействии с детскими общественными объединениями, классными руководителями, родителями, учитывать интересы и потребности детей и взрослых при проведении всех школьных мероприятий. Ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать важность ученического самоуправления. На современном этапе это возможность для школьников не только самостоятельно выбирать пути развития школы, но и осознать ответственность за свои действия, попробовать себя в сфере управления и деловых взаимоотношений. Развитие ученического самоуправления в школьной среде позволяет детям приобрести новые знания и умения, научиться ориентироваться в нестандартных ситуациях, сформировать определенные модели поведения. 

Нас ждет большой путь формирования и укрепления воспитательной составляющей в системе образования. В самом названии конкурса заложена цель работы советника: он должен быть помощником школьников. Часто спустя время мы вспоминаем именно тех взрослых, кто вовремя оказался рядом, помог советом, выслушал проблему, предложил взглянуть на ситуацию иначе, поддержал, подбодрил, не дал оступиться. Я желаю всем, кто уже сегодня прошел аттестацию, осознать, насколько ответственна, важна и благородна их миссия.