pic

Лариса ФАЛЬКОВСКАЯ

директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России

Законодательство гарантирует получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья как инклюзивно, так и в отдельных образовательных организациях. Чтобы этим правом могли воспользоваться все без исключения, создаются условия на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном. Очевидно, что самая большая ответственность за благополучное будущее детей с особыми образовательными потребностями лежит на детских садах, школах и педагогах. Несомненно, что включение особенных детей в образовательную среду должно стать лучшим началом их жизненного пути. И мы должны по максимуму им такую возможность предоставить. 

Не первый год реализуется программа «Доступная среда». Она направлена на создание беспрепятственного доступа в образовательные организации и их переоснащение. По итогам 2019 года в Российской Федерации количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составило 9975 (24,17% от их общего количества), а дошкольных образовательных организаций – 7754 (20,2% от их общего количества).

В этом году в седьмой раз состоится Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России». Он проводится в двух номинациях – для школ и для детских садов. Его география ежегодно расширяется. Конкурс позволяет аккумулировать и проанализировать существующие практики инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации. Цель – повышение активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространение позитивного педагогического опыта в этой сфере. Для образовательных организаций, участвующих в конкурсе, важно иметь современное материально-техническое оснащение, большой опыт в обучении детей с особыми образовательными потребностями, активно взаимодействовать с другими организациями, социальными партнерами и родителями по вопросам развития инклюзивного образования.

На поддержку коррекционного образования направлен федеральный проект «Современная школа» нацпроекта «Образование». В его рамках модернизируется инфраструктура отдельных образовательных организаций, закупается новое оборудование для предмета «Технология», проведения коррекционных занятий и занятий по программам дополнительного образования. За пять лет соответствующие работы коснулись 909 школ (более 50% от их общего количества). 

В настоящее время идет перезагрузка системы коррекционного образования. Коррекционные школы превращаются в центры ранней профориентации. Модернизируются кабинеты трудового обучения, учебные кабинеты, рабочие места специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, педагоги постоянно повышают свою квалификацию. Таким образом, создается максимально приспособленная среда для коррекции имеющихся у детей нарушений развития и качественной профориентации. Для трансляции опыта и поиска новых форм содержания образования Министерством просвещения  проводится Всероссийский конкурс «Доброшкола». В 2019 году флагманом стала Ростовская область, которая является обладателем мест сразу в четырех номинациях из пяти.

Формирование здорового образа жизни возможно через эффективную междисциплинарную комплексную работу. Не секрет, что коррекционные школы всегда отличались наличием качественного медицинского сопровождения. Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья» помогает развивать инновации, обновлять содержание и формы оздоровительной работы в школах Российской Федерации. В этом году конкурс пройдет в четвертый раз. Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую  обстановку, для участия в федеральном этапе поступило 119 работ из 46 регионов России, которые по результатам регионального этапа признаны лучшими в своем регионе. Финал конкурса впервые прошел в необычном формате – в виде онлайн-трансляции. Участники удаленно презентовали свои работы и смогли продемонстрировать уникальный опыт внедрения здоровьесберегающих технологий.

Вне зависимости от того, где учится ребенок, ему должна быть оказана качественная психолого-педагогическая поддержка. Поэтому очень важное значение здесь имеет работа педагогов психолого-педагогического сопровождения – психологов, логопедов, дефектологов. Для них уже несколько лет в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» есть отдельные номинации. Конкурсы профессионального мастерства направлены не только на карьерный, но и на личностный рост, поддержку инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также на профилактику профессионального выгорания. Во время конкурсных испытаний проводятся встречи с ведущими учеными в области психологии и коррекционной педагогики для обмена опытом и презентации инновационных форм работы с обучающимися. Конкурсы способствуют развитию творческой активности специалистов, обеспечивают личностную и профессиональную самореализацию.

Особое внимание уделяется детям, которые находятся на длительном лечении. Для них получение образования является важным направлением социализации и преодоления болезни. С такими детьми более чем в 30 субъектах Российской Федерации работают более 5 тысяч учителей. Для них в рамках «Учителя года России» также есть отдельная номинация. Критерии отбора лучших госпитальных педагогов – стабильно высокие результаты работы с тяжелобольными детьми в медицинском стационаре, творческий подход к их обучению и личный вклад в развитие госпитальной школы в своем субъекте и в целом по стране. Важно отметить, что один из важных критериев – личное активное участие в продвижении идей госпитальной педагогики, а также передача опыта такой работы коллегам.

Профессиональные конкурсы и конкурсы среди образовательных организаций нацелены, прежде всего, на обмен опытом, повышение компетентности всех участников образовательного процесса и преодоление стигматизации получения образования детьми с особыми образовательными потребностями. Минпросвещения России уверено, что поиск новых форм образования и его содержания посредством выявления лучших практик работы с детьми позволит качественно повысить уровень жизни особенных детей и их семей. Мы ценим каждого педагога, специалиста и их вклад в общее дело помощи и поддержки тем, кому обучение дается с большим трудом.