pic

Как помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социализироваться в обществе. Можно ли скорректировать девиантное поведение и направить подростков на путь исправления? Какие методики и инструменты применять педагогам для работы с трудными подростками? На решение этих проблем направлены два исследования Института художественного образования и культурологии РАО – «Социализация детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, средствами искусства» и «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии». Об их предварительных результатах электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказали Ирина Лыкова, заместитель директора по инновационной деятельности Института художественного образования и культурологии РАО, доктор педагогических наук и Наталья Михальченкова, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, доктор политических наук.  

Ирина ЛЫКОВА

заместитель директора по инновационной деятельности Института художественного образования и культурологии РАО, доктор педагогических наук

Ирина Александровна, в первую очередь хотелось бы прояснить, что может считаться трудной жизненной ситуацией? Есть ли какая-то классификация?

Трудная жизненная ситуация, скорее, не педагогическое понятие, а философское и социальное. В рамках нашего исследования мы выделили четыре категории детей, с которыми наша научная группа работала. Среди них дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды.

Такие дети испытывают колоссальные стрессы и проблемы: трудности в адаптации и коммуникации, эмоциональные зажимы, психологические травмы, физические ограничения, эмоциональный дискомфорт. А значит, им необходимо комплексное сопровождение, в котором участвуют не только педагоги, но и психологи, дефектологи, социальные педагоги и другие специалисты. В рамках государственного задания перед нами стояла задача разработать концепцию социализации детей, которая предполагает создание и применение современных механизмов решения проблем. Были выбраны наиболее универсальные средства и способы художественно-творческой деятельности, обладающие высоким социализирующим потенциалом: театральные технологии, в том числе уличный театр и клоунада, музыкальное творчество, образовательный туризм, танцевально-двигательные техники, литературное творчество, создание развивающей социокультурной среды.  

В чем заключались основные этапы исследования?

В первую очередь, как я уже сказала, мы выделили основные группы трудных жизненных ситуаций и виды художественного творчества, направленные на позитивную социализацию детей средствами искусства. Далее важно было определить, какую роль в социализации детей играет педагог и, шире, образовательная среда (школа, детский сад, изостудия, центр детского творчества). Не у каждой семьи хватает ресурсов для самостоятельного преодоления трудностей. Следовательно, ответственность за успешную социализацию ребенка берет на себя образовательная организация. Естественно, сразу возникают вопросы. Какие именно специалисты должны работать с определенной категорией детей? Какие подходы и инструменты выбрать воспитателю, педагогу, психологу, руководителю образовательной организации? У каждого из них абсолютно разный функционал, но при этом их работа должна быть гармонично выстроена, чтобы максимально эффективно решать острые проблемы. Поэтому в рамках исследования мы разработали концепцию для полноценного педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблема социализации – очень широкое понятие, к ее решению надо подходить комплексно. Нельзя ограничиваться только лишь социокультурными и художественно-эстетическими подходами. Тем не менее в нашем исследовании мы фокусировали внимание именно на изучении потенциала искусства. А он очень высокий! В результате была разработана Концепция педагогического сопровождения социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства.  

После разработки концепции педагогического сопровождения мы перешли к следующему этапу – выявлению профессиональных педагогических инструментов, к разработке и апробации арт-методик. Одной теории недостаточно, необходимо давать педагогам реальные инструменты. В то же время мы понимали, что невозможно дать большие образовательные программы, потому что у каждого ребенка своя проблема. А значит, необходимы гибкие, вариативные, мобильные инструменты, которыми педагог свободно может овладеть и которые сможет свободно применять в конкретных (зачастую уникальных) ситуациях. Наше исследование носит фундаментальный характер и в то же время имеет ярко выраженную прикладную направленность, поэтому важно было не ограничиться концепциями и гипотезами, а достигнуть практического результата. 

Каковы же прикладные результаты, полученные в ходе исследования?

Их несколько. Проведен мониторинг использования средств искусства в вопросах социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обоснована эффективность новых подходов, технологий, содержания и методик художественно-эстетического образования для социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработаны Общая структурная теоретическая модель применения искусства и художественно-творческой деятельности в процессе социализации личности и Структурная схема педагогической модели социализации ребенка в трудной жизненной ситуации средствами искусства. Подготовлены и опубликованы методические рекомендации. Созданы три базы данных: «Арт-педагогические технологии социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Театральные технологии в социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Арт-методики для продуктивной социализации детей раннего возраста», в которых систематизированы и подробно описаны технологии и методы работы. Благодаря проведенному мониторингу удалось выявить тех, кому реально будут полезны наши разработки.

И на кого, прежде всего, направлены эти инструменты?

В первую очередь это учителя, воспитатели, педагоги системы дополнительного образования, работники консультационных и методических центров. Более того, региональным институтам развития образования и институтам повышения квалификации тоже полезны наши разработки.  И, вне сомнений, это семья.

Выявив наши адресные группы, мы перешли к процессу апробации моделей, методик и методических рекомендаций, чем мы и занимались на протяжении всего 2020 года. В шести регионах апробация велась системно, а в 37 – выборочно. В общей сложности в апробации приняли участие более 1,5 тысячи образовательных учреждений.

Можете привести примеры, когда искусство и творчество помогло детям выбраться из трудной жизненной ситуации?

Таких случаев много. Примеры описаны в наших монографиях, аналитических докладах, отчетах и статьях. Чтобы не быть голословной, приведу конкретные примеры.  

Одна из площадок, с которой мы плотно сотрудничаем – Коми республиканский институт развития образования. В этом учреждении действует уникальная и для самой республики, и для России консультационно-методическая служба. Она блестяще оснащена технически и методически. Педагоги работают конкретно по запросу родителей. Каждый случай решается в индивидуальном порядке. Например, есть маломобильный ребенок с трудностями в развитии. На базе этой службы формируется бригада, которая выезжает на дом в эту семью для того, чтобы понять, каким образом семье можно помочь. На наш взгляд, так должны работать в каждом регионе. Другой пример: в Смоленске был проведен областной конкурс ученических моноспектаклей «Окрыление», который помог социализироваться и творчески реализоваться более 30 подросткам. 

Что касается отдельных арт-методик, которые мы разработали. Музыка, литература, театр, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство, фольклор оказывают положительное влияние на растущего человека, способствуют выработке психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости. Занятия искусством позволяют корректировать эмоциональное состояние детей, помогают им поверить в добро и справедливость, учат справляться с проблемами, находить выход из любой ситуации (на примере поступков героев сказок, литературных произведений, мультфильмов, театральных постановок), развивают эмпатию и формируют чувство безопасности. Те педагоги, которые используют разработанные нами материалы, отмечают, что у учащихся пропадает зажатость и страх перед обществом, они становятся более открытыми и коммуникабельными, у них появляется уверенность в себе и своих способностях. А это главная задача социализации. Значит, наши методики дают эффект!

На какой возраст ориентировано исследование?

Мы остановились на начальном общем и среднем общем школьном образовании. Но, когда вплотную стали проводить исследование, поняли, что этого недостаточно и по своей инициативе расширили возрастные границы. Мы убедились, что помочь семье и ребенку легче в раннем возрасте (с полутора до трех лет), потому что в этот период жизни психика ребенка более гибкая и пластичная, а мироощущение более позитивное и жизнерадостное. Следовательно, в этом возрасте можно быстро и безболезненно средствами искусства помочь ребенку социализироваться, компенсировать те или иные проблемы (например, дефицит родительского внимания и содержательного общения с другими людьми, отсутствие системного воспитания). Мы вышли с предложением о расширении и развитии наших разработок в системе непрерывного образования.

Я подчеркну, что результаты исследования помогут не только детям, но и их родителям. Однако в ходе исследования мы столкнулись с еще одной проблемой: не все семьи готовы признавать свои проблемы. Для них трудность – это вариант нормы. Большинство уверено, что ситуация каким-то образом сама разрешится. Это заблуждение. Таким поведением родители только упускают драгоценное время. Как помочь этим семьям? Важно развивать психологическую службу. Поэтому мы и уповаем на работу консультационных центров, потому что они включают в свой состав очень хороших педагогов и психологов-практиков, для которых, в частности, и разработаны наши рекомендации.

Каков промежуточный итог исследования, ведь оно продолжается и в этом году?

Основной научный результат состоит в доказательстве того, что занятия искусством позволяют успешно работать с психоэмоциональным состоянием ребенка, корректировать его. Искусство – тот самый инструмент, который сочетает в себе не только образовательную и воспитательную функции, но и коррекционную и реабилитационную, что делает его универсальным в вопросах успешной социализации. И здесь не являются исключением дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно искусство выступает как средство для интеграции и социализации детей, способствующее улучшению эмоционального состояния и позволяющее раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Основной практический результат: разработан курс повышения квалификации для педагогов – программа дополнительного образования «Педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: социализация средствами искусства», а также подготовлены  научно-методические рекомендации по использованию разных видов искусства в работе с трудными детьми.

Курс рассчитан на 72 часа и будет реализован на базе Института художественного образования и культурологии РАО. Педагоги смогут изучить возможности использования различных видов искусства в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Обучение включает разные форматы: онлайн-лекции, очные мероприятия, мастер-классы, тренинги и многое другое. В этом году на пилотных площадках шести субъектов Российской Федерации начнется обучение.


Наталья МИХАЛЬЧЕНКОВА

заведующая лабораторией социально-педагогических исследований, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, доктор политических наук

Наталья Алексеевна, вы участвовали в организации исследования «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии». Почему было решено его провести? 

Есть ряд важных причин. В последнее время увеличивается число молодых людей, проявляющих девиантное поведение, в том числе делинквентное. Поясню, что это такое. В широком смысле девиантное – это поведение, отклоняющееся от нормы. Явление серьезно изучается в педагогике, социологии, психологии, социальной педагогике, политологии, юриспруденции и других областях. Делинквентное – это асоциальное, противоправное поведение, по сути преступное, требующее соответствующих форм специальной профилактической и коррекционной работы. В зарубежной практике девиантное поведение рассматривают не как отклонение, а как  нормальную особенность подросткового возраста. Соответственно, за границей таких подростков считают «требующими особого педагогического подхода». В России, наоборот, существует много научно-образовательных центров, исследующих разные аспекты и виды девиантного поведения, разрабатываются направления профилактической, коррекционной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними и молодежью. Минпросвещения России и научными центрами разработаны классификаторы видов девиантного поведения и созданы особые условия организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. 

Мы считаем, и это подтверждается успешной мировой практикой и отдельным опытом социальных учреждений в России, что средства художественного образования и культуры имеют высокий педагогический и коррекционный потенциал. Искусство и творчество крайне благоприятно влияют на человека. Поэтому в рамках проекта мы должны были исследовать успешный опыт, обобщить его и разработать новые модели и технологии профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков с помощью современного культурологического инструментария.

Что вы считаете ноу-хау исследования? 

Мы исследовали и впервые представили на русском языке зарубежный опыт работы в разных странах с трудными подростками, в том числе в специализированных исправительных учреждениях. Отдельно восполнили исторический и теоретический инструментарий – источниковую базу, систематизацию материала под разные направления работы с девиантными подростками, разработали систему методов и технологий художественного образования и культуры, сформировали необходимые классификаторы. При этом под каждый из них провели социологическое исследование и аналитический обзор, представили существующие программы и практики для использования данной технологии. Разработали научный аппарат и методические материалы для внедрения в систему образования и педагогики, в том числе коррекционной. 

Какие методы и технологии художественного образования и культуры вы бы особенно выделили?

Нашим научным коллективом разработан классификатор методов художественного образования и культуры для организации работы по профилактике и коррекции. Эти методы разделяются на мономодальные (по видам искусства) и мультимодальные (по инструментам). К мономодальным относятся музыкальное, литературное творчество, танцевальное, театральное, изобразительное, декоративно-прикладное, аудиовизуальное искусство и другие; к мультимодальным – экскурсионная деятельность, арт-терапия, проектная деятельность, игровые методы. Таким образом, произошло обобщение существующего и возможного «культурного» инструментария в профилактической и коррекционной работе. Кроме этого, собранный материал по программам и практикам, используемым различными учреждениями, помог сформировать целый комплекс классификаторов и навигаторов программ и методик с доступом к информации по учреждениям и сгруппированным методам. Мы их обобщили в федеральные базы данных, зарегистрировали, чтобы специалисты могли их использовать в работе. В результате была разработана и представлена в открытом доступе вариативная модель, направленная на коррекцию того или иного вида девиации с учетом существующих технологий и доступом к практикам.  

Например, у подростка есть алкогольная зависимость или зависимость от психоактивных веществ. В данном случае есть медицинские клинические рекомендации специалистам по применению специальной терапии – музыкотерапии, библиотерапии. Действительно, литературное творчество может иметь формирующий, отвлекающий или коррекционный эффект, так как во время чтения или через написание стихов или рассказов ребенок может «прожить» заново трудности, эмоционально с ними справиться, в том числе велика вероятность того, что его уже не потянет на употребление дурманящих веществ. Он в творчестве найдет некую альтернативу. Невероятный успех имеет музыкальная терапия. Причем это не только игра на инструментах в классическом понимании. Есть еще масса граней у этого вида искусства – аранжировка, диджеинг и пр. Мы сотрудничаем с Международной ассоциацией хип-хоп-культуры, которая работает с молодежью, склонной к  бродяжничеству. У хип-хоп-культуры есть своя идеология, стилистика, содержание. Все это работает на положительную жизненную перспективу.

На базе каких образовательных организаций проводится исследование? 

Нас интересовали как учреждения, в которых коррекция девиантного/делинквентного поведения является основной деятельностью (СУВУ), так и образовательные организации, для которых профилактика и коррекция девиантного поведения выступает одним из направлений деятельности (учреждения общего и дополнительного образования, центры временного содержания несовершеннолетних и др.). Была проделана работа по анализу деятельности СУВУ, программ, которые они используют, выявлены запросы детей, педагогов, рассмотрен опыт работы сети учреждений в России и за рубежом. В результате мы разработали вариативную модель, собрали более 2000 методических практик, представили оформленный методически инструментарий для работы специалистов. В чем преимущество вариативной модели? Поскольку мы работали с образовательными организациями разного типа, нам было важно подстроить модель под максимально возможные потребности. Предположим, в школе есть подросток, состоящий на профилактическом учете. С ним нужно индивидуально работать. Благодаря гибкости данной модели педагоги могут спроектировать его досуг, используя самые разные технологии – по видам творчества, наставничества, проектной деятельности. Выстраивать образовательный маршрут также можно по-разному – в рамках урочной, внеурочной деятельности, кружкового движения и т. д. Благодаря такому подходу у специалистов есть огромное количество вариантов решения проблемы, которые подойдут как учителям, так и ребенку. 

В 2021 году исследование продолжается. Что в планах? 

В нынешнем году в рамках государственного задания Минпросвещения России планируются апробация и внедрение современных моделей профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры. 

Будет организовано повышение квалификации специалистов и работников СУВУ, представителей региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно, чтобы все специалисты, работающие с трудными подростками, владели современными технологиями, мировым  и отечественным успешным опытом и сами при необходимости могли дорабатывать свои программы. Более того, мы создаем Всероссийскую педагогическую мастерскую. Она объединит организации и практики работы с трудными подростками и станет ресурсным центром, в том числе содействующим консультационной помощи во внедрении тех или иных практик. Наша задача – научить педагогов выбирать методы под виды девиации, овладеть технологией проектирования программ, индивидуальных или групповых, и дальше ее встраивать в процесс обучения. Проект будет реализован с участием специалистов педагогических университетов и их инфраструктуры. Требуется создание единой методической сети специалистов по данному направлению, будет проведен конкурс «Мастер своего дела», представляющий лучшие авторские методики работы с трудными подростками через средства культуры и искусства.

Фундаментальная задача научного проекта – внести вклад коллектива нашего Института и партнеров в педагогику искусства и коррекционную педагогику. Во-первых, разработан теоретический инструментарий, описанный в научных трудах, во-вторых, впервые систематизирован методический опыт. Подготовлены аналитические записки для Министерства просвещения Российской Федерации. На стадии подготовки – одна диссертация. Но самое важное – нам удалось помочь педагогам, специалистам, родителям и детям найти решение проблем через творчество и искусство.