pic

Знание хотя бы основных химических законов практически сводит на нет риск трагических происшествий, несущих прямую угрозу здоровью, а то и жизни человека. Своими размышлениями о том, как мотивировать к изучению химии как можно больше учеников в классе, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России поделился учитель химии лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016» Евгений Ковалев

Евгений КОВАЛЕВ

Учитель химии лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Евгений Геннадиевич, Вы были участником и стали одним из победителей самого престижного учительского конкурса страны: «Учитель года России – 2016». Что дает участие в таких мероприятиях?

Прежде всего, оно выводит педагога из зоны комфорта, что крайне важно. С годами учитель привыкает изо дня в день работать всё в тех же классах, где сидят всё те же 25 учеников. А на конкурсе он при большом стечении народа должен выйти на сцену, провести публичные дебаты и даже побеседовать с министром. Ко всему этому надо готовиться. А такая подготовка дает стимул для внутреннего развития и, без сомнения, является серьезной точкой роста. Не менее важно, что участие в конкурсах позволяет учителю выйти за рамки ежедневной рутины, разбить, если так можно выразиться, бесконечно повторяющуюся череду дней и обрести свежий взгляд на вещи. В этом смысле конкурс, как глоток свежего воздуха, которого может оказаться достаточно, чтобы под влиянием плохой минуты учитель не ушел из школы. Нельзя забывать и о потрясающих возможностях, открывающихся перед победителями и призерами после конкурса. Победа в нем (в моем случае) не только денежный приз, но и публичное подтверждение высокой статусности педагога, и как итог – защита кандидатской диссертации, приглашение на пост директора школы или постоянное участие в самых важных и интересных проектах. Вот я, например, только что написал контент для таблицы Менделеева, которая будет установлена в Московском планетарии. А меня уже зовут в новый проект. Конечно, все стать победителями не могут: конкурс есть конкурс. Но если есть талант, он все равно раскроется. Так что «Учитель года» – очень важный и полезный проект.

Насколько популярен среди нынешних школьников Ваш предмет – химия?

Мой ответ будет несколько предвзятым, поскольку я работаю в волгоградском лицее № 5 им. Юрия Гагарина, где у ребят традиционно популярны три профильных предмета: математика, физика и химия. По этой причине многие наши школьники ежегодно выбирают химию для углубленного изучения, а затем сдают ЕГЭ по этому предмету. Однако, если говорить о ситуации по стране в целом, надо признать: на сегодняшний день в рейтинге предпочтений выпускников школы при выборе ЕГЭ химия находится лишь в середине списка.

Почему так происходит?

Думаю, потому, что химия в качестве вступительного экзамена, а, значит, и предмета для сдачи ЕГЭ, востребована не таким большим числом вузов и направлений подготовки, как, скажем, физика или профильная математика. Те требуются буквально во всех инженерных и технических вузах, а отсюда и их сверхпопулярность. А вот ЕГЭ по химии нужен разве что для медицинского профиля да химических технологий. Поэтому и выбирают его меньше.

Как же мотивировать к изучению химии детей, которым не нужен ЕГЭ по этому предмету? Вам лично это удается? 

Вопрос прямо-таки провокационный! Но если говорить серьезно, то он и в самом деле ох как непрост. На самом деле, у учителя не так уж много инструментов для мотивации учащихся к изучению того или иного предмета. К примеру, многие пытаются «зайти» на свой предмет через фильмы или игры. А в итоге сплошь и рядом все равно не находят отклика в классе: уж слишком быстро сегодня всё развивается, из-за чего не только учителя недопонимают детей, но даже старшие школьники – младших. Лично я считаю, что учителю не стоит уж слишком сильно зацикливаться на «фантиках», вроде мультиков, герои которых бродят среди химических элементов, решая по ходу дела задачки. Мотивация к изучению предмета должна быть не внешней, а внутренней. А ее можно достичь только через труд и серьезную мыслительную работу учащихся. 

Но все-таки внешняя мотивация нужна в каких-то дозах?

Разумеется. Да я и сам ее использую, стараясь пробудить интерес школьников к химии хотя бы на примерах, взятых из окружающей нас жизни. Вот, скажем, около года назад в Москве произошла трагедия: в бассейн выпустили сухой лед, и начавшаяся реакция привела к гибели людей. Этот пример я привел ребятам, когда мы проходили углекислый газ. И я видел, как им было интересно. Или возьмем другой случай. При изучении свойств монооксида углерода мы использовали сообщение о том, как в одном из жилых домов из-за утечки из газовой колонки, установленной в ванной комнате, произошло отравление людей угарным газом. И снова ребята слушали меня очень внимательно, потому что понимали, зачем я им все это говорю. Вот такие вещи и подстегивают интерес к химии, а потому учителю нужно всегда быть на острие или, как сейчас говорят, в тренде. Но всё же повторюсь: это лишь первичная мотивация. Она способна только зацепить, привлечь внимание школьника, но никак не научить его получать удовольствие от процесса обретения знаний и решения задач по химии. И уж тем более она не может сформировать у учащегося профессиональную мотивацию и стремление сделать химию своей профессией. 

Сказанное Вами лишь подтверждает, что интерес к предмету в огромной степени зависит от учителя …

И, прежде всего, я бы сказал, от заинтересованности учителя в том, что он преподает. Чтобы быть интересным, учителю надо жить своим предметом, постоянно искать новую информацию и включать ее в свои уроки. Когда школьники чувствуют такую заинтересованность, урок цепляет их гораздо сильнее. Впрочем, нравиться всем подряд ни один учитель, разумеется, не в состоянии: его пример вдохновляет и заставляет всерьез заинтересоваться предметом лишь некоторых ребят. 

Наверное, так и должно быть. А трудно быть учителем химии?

Учителем вообще быть трудно. А у учителя химии могут возникать свои, дополнительные сложности. Например, сейчас, в период повышенных мер антиэпидемиологической безопасности, все передвижения ребят по школе ограничены. Между тем уроки химии требуют специального оборудования, предполагают проведение опытов. Конечно, на уроке можно показать и видеозапись. Но это будет совсем не то, и нужного эффекта не получится.

Легко ли удерживать внимание нынешних школьников?

С ними всё не так, как было когда-то. Знаете, недавно я просмотрел свои же конспекты уроков десятилетней давности и удивился, насколько сейчас всё изменилось: и ученики, и их восприятие урока. Тогда, 10 лет назад, на своем первом уроке я, помнится, показал ребятам несколько опытов, вызвав у них взрыв восторга. А сейчас пришло «поколение TikTok», которое нехитрым школьным химическим опытом не удивишь: они имеют возможность посмотреть в интернете все что угодно, отличаются клиповым мышлением и любят яркие картинки. 

И как тут быть?

Значит, учитель должен понимать: пора менять подход, и в том числе к химическим опытам. 

Но можно ли придумать что-то новое с химическими опытами?

Конечно, можно. Взять хотя бы такой опыт, как взрыв водорода с кислородом. Да его не передать никакими тик-токами! Помню, как несколько лет назад ко мне пришли снимать проведение этого опыта ребята с телевидения и как оператор буквально замер с открытым ртом, когда от взрыва, получившегося в результате реакции, в окнах задребезжали стекла. Вот так, с открытыми ртами, должны сидеть в классе и школьники. И это вполне реально: как-то на последнем уроке перед зимними каникулами я в качестве новогоднего подарка показал этот же самый взрыв водорода с кислородом в 8-м классе. И ребята устроили овацию.