pic

Процесс реформирования системы образования невозможен без изменения законодательной базы. Федеральный центр образовательного законодательства (ФЦОЗ) – однин из ведущих центров проведения научно-исследовательских работ по ключевым вопросам, касающимся взаимоотношений права и образования. Эксперты проводят научные исследования, которые направлены на совершенствование нормативно-правовой базы, что в конечном счете служит залогом для эффективного развития системы в целом. В этом выпуске электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России эксперт ФЦОЗ рассказал о том, как цифровая трансформация влияет на образование детей и каким образом обеспечить их безопасность в интернете. С результатами ключевых исследований поделилась заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства по научной работе Ольга Селиверстова. 
 

Ольга СЕЛИВЕРСТОВА

заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства по научной работе, кандидат юридических наук

Ольга Игоревна, вы курируете исследование «Совершенствование законодательства Российской Федерации о противодействии опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере». Каковы были предпосылки проведения этого исследования? 

Россия идет по пути цифровой трансформации общественных отношений. Информационные технологии, интернет и вместе с ним новые форматы коммуникации проникли во все сферы социально-экономической деятельности. Нельзя отрицать тот факт, что дети и подростки наиболее уязвимы перед рисками, связанными с распространением цифровых технологий, различные форматы которых сегодня дополняют возможности традиционного обучения. Перед нами стояла цель разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства и методических рекомендаций для детей, родителей и педагогов для обеспечения прав и свобод несовершеннолетних в информационной среде. Важно оградить детей от негатива в Сети, минимизировать последствия цифровой трансформации общественных отношений. Первостепенная задача – обеспечить безопасность детей в цифровой среде. 

В чем заключались основные этапы исследования?

В первую очередь мы изучили действующие нормативные правовые акты с целью выявления рисков информационной безопасности в ходе цифровой трансформации общественных отношений. Затем важно было определить уровень тяжести потенциально возможных последствий негативного информационного влияния цифровой трансформации общественных отношений. Третий шаг – выявление лучших моделей и практик защиты информационных прав и интересов несовершеннолетних в ходе цифровизации общества. И последний этап – разработка научно обоснованных методических рекомендаций, мероприятий, методических и информационных материалов.

Сейчас исследование уже завершено. Каким образом оно повлияло на совершенствование законодательства? Каков результат? 

Как я уже сказала, главный результат исследования – разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию норм отечественного законодательства. Они направлены главным образом на противодействие опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере. 

Более того, в результате исследования была разработана методика, устанавливающая правила и показатели осуществления мониторинга, который позволяет выявлять риски информационной безопасности несовершеннолетних. Также разработан риск-ориентированный подход для определения уровня тяжести потенциально возможных последствий негативного информационного влияния цифровой трансформации общественных отношений.

Кроме того, сформированы научно обоснованные методические рекомендации и информационные материалы для родителей, детей, педагогов. 

Можно ли сейчас с уверенностью сказать, что информационная и цифровая сферы безопасны для детей? 

Инновационные технологии зачастую обвиняют в том, что они ухудшают здоровье и психологическое состояние детей, мешают учиться и общаться, вовлекают подростков в противоправные действия. Как чрезмерное их использование, так и отсутствие или дефицит возможности применять эти технологии снижают уровень информационной безопасности несовершеннолетних. Считаю, что в данной ситуации важно найти оптимальный уровень использования цифровых технологий, так называемую золотую середину. Это частично позволит предотвратить негативное влияние процессов цифровой трансформации. Распространение доступа к интернету повышает риск встречи детей с различными угрозами, однако ограничения и запреты на отдельные сервисы практически невозможно реализовать или же эти ограничения оказываются неэффективными. 

Из-за того что цифровые технологии стали неотъемлемой частью повседневности, отмеченные риски уже нельзя устранить целиком. Гораздо эффективнее использовать помощь родителей и педагогов в том, чтобы дети безопасно были интегрированы в процесс цифровизации и были осведомлены о потенциальных рисках и способах их минимизации. Задача взрослых – рекомендовать качественный контент, аккуратно контролировать использование тех или иных ресурсов и быть последовательными в их выборе.