pic

Возможно ли совместить успешную карьеру с воспитанием шестерых детей? История Елены Ожеговой из Кировской области – подтверждение тому, что при большом желании можно успеть все: и работать, и развиваться, и уделять время семье. Учитель начальных классов вместе с большой семьей по программе «Земский учитель» переехала в Вологодскую область, где не только у нее появились новые ученики, но и у собственных детей началась новая жизнь. О своем опыте семейной и профессиональной перезагрузки педагог рассказала в интервью электронному журналу Минпросвещения России «Вестник образования».  
 

Елена ОЖЕГОВА

учитель начальных классов Чёбсарской школы Шекснинского муниципального района Вологодской области

Елена Павловна, у вас была стабильная работа, устроенный семейный быт… Большинство подумают: зачем что-то менять, если и так все хорошо? Но вас привлекла программа «Земский учитель», и вы сменили Кировскую область на Вологодскую.

Я по своей природе такой человек. Люблю идти на риск, проверять себя на прочность и ставить себе, на первый взгляд, недостижимые цели. Так сложилось, что я бесстрашно меняю вектор движения. Мой профессиональный путь тому доказательство. По образованию я учитель начальных классов, начинала работать воспитателем. Смогла дорасти до заведующего детским садом. Но руководителем я проработала совсем мало. Административная работа все-таки не мое – я поняла, что теряю свой задор, энергию и творческий потенциал. Мне не хватало общения с детьми. Тогда я осознала, что надо что-то менять, и ушла в школу. Многие воспринимали это как понижение, но только не я.

Кстати, «Земский учитель» в каком-то смысле как глоток свежего воздуха – возможность проявить себя. Программа не зря имеет конкурсный компонент. Не каждый проходит. Очень много коллег скептически говорили, что у меня недостаточно опыта. Но я попробовала, и получилось! Участие в программе повысило мой профессиональный престиж. Я как педагог смогла заявить о себе в конкурсной борьбе на всероссийском уровне. Но это лишь часть успеха. Для меня гораздо важнее оставаться учителем в душе и быть полезной детям. 

Как семья отнеслась к переменам? 

Мнения разделились. Мужская часть моей семьи – муж и двое сыновей – восприняли настороженно. Женская часть – я и четыре дочери, – наоборот, с воодушевлением! Конечно, в Кировской области у нас был налажен быт, все были, что называется, пристроены. Но моя любознательность и энергетика вселили уверенность, что мы на правильном пути! Я живой пример того, что любые возможности надо использовать себе во благо. «Земский учитель» доказывает, что человек с активной жизненной позицией найдет свое место и станет успешным. 

В новой школе уже освоились? 

Да, причем довольно быстро. В Вологодской области ученики мало отличаются от ребят из Кировской области. Ребята везде замечательные. Особенность сельской местности в том, что люди очень добродушные. Но есть и свои проблемы. Я все-таки педагог-психолог, и моя задача – не только давать знания, но и обеспечивать психологическую поддержку детей и родителей. Скажу честно, в глубинке такая поддержка особенно нужна. Здесь рабочий поселок, где взрослые заняты в сельском хозяйстве или на заводском производстве. Родители много работают, очень устают, и в большинстве случаев им не до тонкостей детской психики. Накормил, обул – иди учись. На все остальное нет сил. Родители далеко не всегда находят время и возможность разговаривать по душам с детьми. Они считают, что это обязанность школы. Поэтому, прежде всего, я пытаюсь изменить сознание  родителей. Хочу донести до них мысль о том, что основы воспитания закладываются в семье. Дети – отражение поведения взрослых: что мы заложим, то и вырастет! Поэтому так много времени уделяю именно родителям – помогаю, сопереживаю, консультирую. Это тоже часть работы. 

Как у вас получатся все успевать: работать, воспитывать шестерых детей и быть неравнодушной к другим? Где черпаете столько вдохновения и сил? 

Мне часто задают этот вопрос, и я не знаю на него ответа. Я стараюсь планировать время, распределять ресурсы и расставлять приоритеты. Семья – на первом месте! Все остальное второстепенно. Когда у моих дочерей-подростков начались сложности (переезд и новая школа – стресс для детей), я отодвигала все дела и вечера посвящала только им. Разговаривали, переживали самую разную палитру чувств и эмоций, учились искать плюсы в новой ситуации, и нашли. Сейчас все в порядке. Я понимаю, что быть идеальной во всем невозможно. Ошибаться – это нормально. Если это осознаешь, становится легче, и тогда уже неважно, успел что-то или нет. 

Что дала вам программа «Земский учитель» помимо смены места жительства и нового места работы? 

Она стала поддержкой для всей семьи. Большой плюс этой программы в том, что удалось поправить свое финансовое положение. Мои старшие сыновья – студенты. Я оплачиваю их обучение. Решила потратить миллион на образование детей. Считаю, что это самая выгодная инвестиция! Более того, период дистанционного обучения показал, что у каждого члена семьи должен быть свой ноутбук. Этот вопрос тоже удалось решить.

Что бы вы пожелали учителям, которые хотят принять участие в программе? 

Дерзайте! Чтобы изменить свою жизнь, нужно делать то, чего никогда не делал. Можно сомневаться, это нормально. Важно сделать лишь первый шаг. Понятно, что будет трудно, но это того стоит. Я, например, ни о чем не жалею. Надеюсь, мой пример кого-то вдохновит. 
 


Денис ПИСКУНОВ

директор Чёбсарской школы Шекснинского муниципального района Вологодской области

В нашей школе кадровая проблема стояла очень остро. Нам не хватало учителя начальных классов. Не секрет, что в сельской школе найти нового педагога сложно. Программа «Земский учитель» нас очень выручила. 

Елена Павловна очень активный человек, тонко чувствующий детей и людей. Она яркий пример того, что не место красит человека, а человек место. Более того, нам повезло, что она психолог. Это колоссальная поддержка для детей, родителей и коллег.  

На данный момент в нашей образовательной организации педагогический состав укомплектован. Однако есть педагоги предпенсионного возраста, и, возможно, через какое-то время мы еще примем участие в программе. Она показала свою эффективность для таких школ, как наша.