pic

Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА

Министр просвещения Российской Федерации

– Ольга Юрьевна, профессиональное развитие учителей – одна из ключевых задач национального проекта «Образование». Педагог ведь не только учит, но и сам постоянно совершенствуется. Что ему в этом сегодня помогает и как будет меняться система дополнительного профессионального образования педагогов?

– У наших педагогов сегодня немало возможностей для совершенствования в профессии. Прежде всего, на реализацию этой задачи в нацпроекте «Образование» направлен федеральный проект «Учитель будущего». Речь идет о масштабной поддержке в профессиональном развитии педагогов, создании действенной системы стимулирования и их профессионального роста. 

Что здесь будет в помощь? Безусловно, создаваемая по всей России сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. В конце октября в подмосковной Коломне мы открыли первый такой центр в стране. А к 2024 году подобных центров в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» появится уже 225. Кроме того, откроются 85 центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. 

И конечно, уже сегодня важную роль в развитии кадрового потенциала системы общего и профессионального образования в регионах выполняют институты развития образования и институты повышения квалификации (ИРО и ИПК). Их модели работы и программы, которые они предлагают учителям, без сомнения, должны отвечать запросам современного образования. В этом смысле нашу систему дополнительного профессионального образования (ДПО) ждет модернизация или, вернее сказать, перенастройка. 

Причины для этого очевидны. Технологии сейчас развиваются так стремительно, что вся школьная среда вовлекается в этот ритм, меняя содержание и формат уроков и внешкольных занятий. А потому институты должны не только повышать предметный уровень, но и формировать у педагогов гибкие компетенции – адресно, под комплексные задачи системы образования. Любому учителю сегодня нужно уметь ставить со своими учениками образовательную цель, выбирать инструменты для ее достижения, вовлекать каждого ребенка в классе в планирование будущего результата, учить работать в коллективе, решать междисциплинарные задачи и использовать для этого самые современные информационно-коммуникационные технологии.

– А что конкретно предполагает модернизация дополнительного профессионального образования?

– Прежде всего, введение персонифицированного повышения квалификации педагогических работников. Это подразумевает разработку таких программ повышения квалификации, которые бы учитывали актуальную ситуацию качества образования в регионе, то есть создавались на основе подробного анализа: какова сеть образовательных организаций, какова их специфика и особенности и на чем сделать акцент в восполнении профессиональных дефицитов учителей? 

Сегодня никого не надо убеждать, что дополнительные программы для непрерывного совершенствования профессионального мастерства реально востребованы. И здесь необходимо активно использовать формат онлайн-обучения, чтобы обеспечивать мобильность и комфортность их получения педагогами.

Часть механизмов успешно работают уже сейчас. И мы будем продолжать содействовать развитию самых разных профессиональных педагогических сообществ – ассоциаций и клубов педагогов, укоренению наставничества и различных внутришкольных практик профессионального становления учителей.

Но появятся и новые площадки. Уже 10 января 2020 года стартует единый федеральный портал цифровой образовательной среды дополнительного профобразования. Эта платформа объединит набор сервисов, которые обеспечивают навигацию и поддержку педагогических работников и организаций ДПО через включение в него прошедших федеральную профессионально-общественную экспертизу дополнительных профессиональных программ.

В работе по отбору  лучших электронных образовательных программ и ресурсов ДПО в 2019 году принимали участие 19 пилотных регионов, среди которых Белгородская, Владимирская, Еврейская автономная, Липецкая, Московская, Нижегородская, Рязанская, Томская, Тульская, Ярославская области, Краснодарский и Приморский края, республики Алтай, Коми, Мордовия, Татарстан, Саха (Якутия), а также Чеченская Республика и город Севастополь.

В 2019 году 260 кандидатов в федеральные эксперты из 19 пилотных регионов прошли обучение по проведению содержательной экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Именно им предстоит в дальнейшем проводить федеральную профессионально-общественную экспертизу дополнительных профессиональных программ для включения в соответствующий реестр, по сути всероссийский банк данных таких программ.

Каждому конкретному учителю это поможет с выбором для себя тех дополнительных профессиональных программ и тех организаций, в которых он получит реальную помощь в преодолении собственных затруднений, откроет что-то новое для себя. И не только. Учитель сможет выстроить собственную программу развития, выбрав программы или модули программ, которые обеспечивают его продвижение в разных направлениях профессиональной деятельности.

Точкой сбора информации по программам и станет единый федеральный портал цифровой образовательной среды ДПО, в работу с которым будут включены центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ИРО и ИПК. В дальнейшем на портале будут представлены все организации, осуществляющие деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам, но с условием прохождения федеральной профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

Нет сомнений, что создание такого единого, но многоуровневого пространства дополнительного профессионального педагогического образования в соответствии с государственными задачами и национальными  приоритетами – наша совместная задача с коллегами из регионов. И на пороге наступающего нового, 2020 года я желаю всем нам успехов на этом важном пути!