pic

Адель ВИЛЬШАНСКАЯ

директор школы № 2124 «Центр развития и коррекции» г. Москвы, председатель Ассоциации инклюзивных школ

Инклюзивное образование должно быть логичным, последовательным, проектируемым и целостным процессом в едином пространстве образовательной организации. Порой ребенка с ограниченными возможностями здоровья «включают» в среду сверстников без соответствующей подготовки и предоставления специальной помощи. Хочется надеяться, что подобная практика уйдет в прошлое. В этой связи важно популяризировать и активно демонстрировать успешные и эффективные модели инклюзивного образования. Всероссийские конкурсы как раз позволяют выявлять и показывать лучшие из них, снимают барьеры перед внедрением инноваций. Опыт регионов демонстрирует разнообразие подходов к организации обучения, вариативность образовательных моделей, поиск новых образовательных технологий инклюзии.

Участие в конкурсах открывает большие возможности. Это позволяет формировать позитивный имидж образовательной организации, транслировать профессиональный опыт, найти поддержку со стороны профессионалов и экспертов, проявлять инициативу в совершенствовании инклюзивных практик. 

Ассоциация инклюзивных школ оказывает поддержку в организации и проведении конкурсов, что способствует расширению границ инклюзивного образования. Несомненно, победители и призеры конкурсов обладают уникальным опытом, который вызывает интерес у коллег-практиков. И, конечно же, этот опыт транслируется на межрегиональных конференциях и форумах Ассоциации. Финалисты и победители конкурсов прошлых лет являются почетными членами Ассоциации инклюзивных школ.

Однако участие в конкурсах – лишь начало большого пути. Гораздо важнее, что происходит дальше. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что инклюзивное образование стало реальностью во многих уголках страны. В настоящее время Ассоциация инклюзивных школ объединяет более 120 школ из 58 регионов России – от Калининграда до Якутии. 

Ассоциация широко информирует о новостях в области инклюзивного образования, способствует внедрению эффективных технологий, результативных моделей, передового опыта образовательных организаций, оказывает методическую и информационную поддержку инклюзивным образовательным организациям. Регулярно, не менее одного раза в месяц, проводятся вебинары. Трансляции находятся в открытом доступе для всех желающих.

С момента основания Ассоциации (мы были созданы в апреле 2017 года) и по сегодняшний день наш регулярный формат общения, демонстрация лучших инклюзивных практик, поддержка инклюзивных конкурсов, фестивалей, онлайн-конференции позволяют нам быть интегратором ресурсов практики педагогов и команд инклюзивных школ.

Что, по нашему мнению, определяет вектор развития инклюзивной практики сегодня? Во-первых, развитие технологий, которые позволяют совершенствовать образовательную среду. Регулярно школы на наших вебинарах представляют успешный опыт, открыто делятся материалами. 

Благодаря возросшему интересу к вебинарам Ассоциации (а мы фиксируем более 1200 подключений), по конкурсным материалам, по тому опыту, которым делятся школы, уровень профессиональных педагогических компетенций в области инклюзии повышается. И это своего рода «точка входа», которая позволяет нам постоянно запускать механизм роста.

Бесспорным достижением является выстраивание инклюзивной образовательной вертикали. С раннего возраста и до получения профессии дети с  ограниченными возможностями здоровья охвачены непрерывной помощью и сопровождением. Например, в московских школах модель образовательных комплексов позволяет обеспечивать преемственное инклюзивное образование с полутора лет и до окончания школы, а в некоторых случаях – до получения среднего профессионального образования.
 


Нурсина ГАЛИЕВА

менеджер образовательных проектов РООИ «Перспектива»

Нурсина Назиповна, идея конкурса «Лучшая инклюзивная школа» родилась в вашей общественной организации. Это так? 

Все верно. Поскольку основная миссия региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»  (РООИ «Перспектива») – помощь людям с разной формой инвалидности на протяжении всей жизни, мы давно задумались над созданием «безбарьерной» среды в школах и детских садах. Ни для кого не секрет, что проблема доступности многих образовательных организаций все еще остается открытой. Особенно это актуально для школ старой постройки, которые практически невозможно переоборудовать. Это довольно объемный и сложный вопрос, который еще предстоит решить. Все, что мы можем сделать, – двигаться в этом направлении, хоть и маленькими шагами. С этой целью и задумывался конкурс. Несколько лет назад мы обратились за поддержкой в Минпросвещения России, и нам помогли. Конкурс вырос, оформился и стал существовать как полноценная площадка для развития педагогов и инклюзивного образования. 

Но вы продолжаете принимать участие в жизни конкурса?

Несомненно, организация всероссийских конкурсов – часть нашей работы. Например, в той же «Лучшей инклюзивной школе» эксперты РООИ «Перспектива» входят в оргкомитет и состав жюри. На самом начальном этапе мы активно вовлечены в процесс подготовки. Специалисты отсматривают работы, которые приходят от победителей региональных этапов, и среди них выявляют тех, кто достоин показать свои практики уже на федеральном уровне. 

Вообще, если говорить глобально, то всероссийские конкурсы для образовательных организаций, которые сегодня проводятся, запускают важные изменения в системе инклюзивного образования. Благодаря этим состязаниям повышается престиж профессии. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда  педагог на своем уровне пытается продвинуть идеи инклюзивного образования, придумывает проекты, методики, но, к сожалению, в большинстве случаев это остается на уровне самодеятельности. Но как только у этого педагога появляются первые результаты, в том числе и на конкурсах профмастерства, отношение к его труду сразу меняется: повышается авторитет, к его мнению прислушиваются коллеги. Следовательно, участники и победители распространяют свой опыт, и постепенно выстраивается эффективная система инклюзии в образовательных организациях. Даже зачастую там, где нет материальных ресурсов. Эта отдача в дальнейшем мотивирует педагогов участвовать в конкурсах не просто ради галочки, а для достижения результатов. Ведь инклюзивное образование – это не просто сухие цифры статистики, это в первую очередь личные истории детей. В каждом ребенке-инвалиде или учащемся с особыми образовательными потребностями есть что-то уникальное, и только благодаря педагогам можно раскрыть потенциал таких детей и помочь им реализоваться в жизни. 

Какие проблемы мешают развитию инклюзивного образования в регионах? 

Невозможно не заметить, что система инклюзивного образования в нашей стране значительно изменилась: увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование наравне с другими детьми. Тем не менее остается ряд проблем. Самая большая – нехватка кадров: тьюторов, ассистентов, педагогов узкой направленности. Очевидно, что детям с инвалидностью важно создавать не только хорошую материально-техническую базу, но и необходимо также менять содержание образования, адаптировать его под потребности, сделать более понятным. Качественная работа тьюторов помогла бы вывести инклюзивное образование на совершенно новый уровень. 

И еще одна немаловажная проблема, с которой мы, к сожалению, сталкиваемся, – общественные стереотипы. Удивительно, что до сих пор до нас доходят истории, когда родители выступают против того, чтобы в группу детского сада начал ходить ребенок с инвалидностью. Они уверены, что это плохо повлияет на развитие детей без инвалидности. В больших городах это встречается реже, но какая-то неосведомленность людей в том, что инвалидность это не заразно и в ней нет ничего страшного, все равно остается. Это тоже достаточно большой пласт работы на будущее для нас и для всего педагогического сообщества. Мы активно работаем, чтобы эту ситуацию изменить.
 

Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»

История

Впервые конкурс состоялся в 2013 году. Тогда в нем приняло участие  120 образовательных организаций из 20 регионов России. Впоследствии число конкурсантов увеличилось: в 2019 году в VI конкурсе приняли участие представители более 50 регионов страны. 

Цели

– повышение активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования; 
– распространение позитивного педагогического опыта.

Задачи 

– привлечение внимания педагогического сообщества к включению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования;
– анализ существующей практики инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации;
– привлечение внимания общественности и средств массовой информации к развитию идеи инклюзивного подхода в образовании.

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа по следующим номинациям: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». 
Первый этап (региональный) проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Он направлен на отбор в каждой из номинаций финалистов – лучших образовательных организаций региона. Участникам – победителям регионального этапа вручаются сертификаты финалистов конкурса. Второй этап (федеральный) проводится в Москве. Он состоит из заочной и очной частей. В очной части определяются три победителя в каждой номинации. 

Участники 

Инклюзивные детские сады и школы. 

Награды 

Лауреаты конкурса награждаются специальными дипломами. Призеры, занявшие второе и третье места, награждаются дипломами и ценными призами. Победители в номинациях «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад», занявшие первое место, награждаются дипломами, ценными призами и кубками. 

Заключительный этап конкурса в 2020 году состоится в ноябре.