pic

Лариса ФАЛЬКОВСКАЯ

директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России

Есть у системы образования нашей страны особая миссия, связанная с воспитанием детей, вступивших в конфликт с законом, уголовное наказание которым решением суда заменено на принудительные меры воспитательного воздействия. Вектор на полную перезагрузку жизни: возможность исправить ошибки, восстановить отношения с родными и близкими, получить общее и профессиональное образование, – для детей с особой жизненной историей, с трудностями в социальной адаптации, устойчивым противоправным поведением, совершивших правонарушения, дают специальные учебно-воспитательные учреждения (СУВУ).

Такие образовательные организации есть сегодня в 44 субъектах Российской Федерации, всего их – 57: закрытого типа – 43 СУВУ, открытого типа – 14. 

Отличие – в режиме работы учреждений и в комплектовании состава воспитанников. В СУВУ открытого типа дети поступают по заявлению родителей и по решению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это ребята, которые не могут справляться со своим поведением и не успевают в учебе. Задача – первичная профилактика правонарушений. Считаем, что региональные органы управления образованием должны более активно использовать возможности СУВУ открытого типа, создавать такие организации для подростков с трудным поведением, концентрируя специальные педагогические технологии и давая шанс на ранних этапах профилактики.

 А в СУВУ закрытого типа направляются подростки, совершившие, к сожалению, общественно опасные деяния. И сюда ребята попадают по решению суда на срок до трех лет до достижения ими совершеннолетия. Важно, что это не тюрьма и не колония, это образовательная организация.

В СУВУ выстраивается работа таким образом, чтобы в дальнейшем совершенный проступок не сломал подростку жизнь, чтобы была возможность осмыслить, осознать и выстроить новые, конструктивные перспективы. 

Задача учреждения – помочь исправить жизненную ситуацию. 

Поэтому в СУВУ создаются такие условия, где каждый воспитанник получает адресную помощь, каждому уделяется внимание. Проводятся различные образовательные, реабилитационные мероприятия по индивидуальному плану развития каждого подростка, проектирование адаптации обучающихся в новых жизненных ситуациях. Маленькая (до 10 человек для закрытого типа, 15 для открытого) наполняемость класса, группы, учебные занятия, секции, кружки различных направленностей, профессиональное обучение, коррекционные занятия с психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, самоподготовка с сопровождением педагога, помощь психотерапевта, врачей-специалистов и многое другое – все это создает условия для переориентации с криминальных установок на позитивные социальные ценности у подростков, развития положительных ресурсов средствами включения их в активную созидательную, социально значимую деятельность.

Одной из самых эффективных технологий в работе с детьми с девиантным поведением остается создание ситуации успеха, закрепление положительного результата через участие в соревнованиях, конкурсах, чемпионатах разного уровня. В августе мы проводим Всероссийскую ассамблею инициатив юношества для воспитанников СУВУ, где будут представлены лучшие общественно значимые проекты, разработанные и реализованные учреждениями в 2021 году. Оператор – федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». География Ассамблеи – 27 регионов. Осенью традиционно на базе Майкопского СУВУ пройдет Всероссийская олимпиада по общеобразовательным предметам.  

Содержание и качество воспитательной системы СУВУ зависят от профессиональных действий педагогического коллектива учреждений и его заинтересованности. Опыт социального взаимодействия, позитивный настрой, жизненная мудрость педагогов и наставников становятся базой для создания системы взаимодействия воспитанников с социумом. Самое главное содержание понятия «в – ось – питание» – в самом слове. Питание жизненной оси ребенка, развитие его ценностной системы, формирование «нравственного иммунитета», который поможет после выпуска делать правильный выбор: что хорошо, а что плохо, по какой дороге пойти, какой путь выбрать. 

Короткий срок пребывания подростков в СУВУ накладывает особую ответственность  на образовательные организации. Важны не только результаты работы здесь и сейчас, важно, что будет через год, через пять лет, поэтому учреждения выстраивают взаимодействие со всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений тех регионов, из которых поступают воспитанники, чтобы подготовить условия для успешной реинтеграции их в социум после выпуска, для адресной поддержки профилактики повторных преступлений.

Работая в тесном сотрудничестве с семьей, социальными институтами, микросоциумом воспитанника, СУВУ имеет возможность прогнозировать ближайшее будущее выпускника и совместно с ним формировать условия позитивного изменения жизненной ситуации.

Квалифицированные кадры обеспечивают эффективную работу и качественный результат. Большая работа должна проводиться в образовательных организациях по формированию готовности педагогов к работе с такими детьми. Именно поэтому сегодня уделяется большое внимание созданию ресурсных центров профессиональной помощи по вопросам профилактики девиантного поведения. В январе 2022 года мы проведем актуализацию реестра таких ресурсных центров. Для этого в октябре направим в регионы критерии включения центром в реестр.

Ребят в учреждениях закрытого типа сегодня 1487, а в открытых СУВУ их 1714. Довольно небольшая численность на фоне 30-миллионного детского населения в России. Вместе с тем это очень значимые цифры. Каждый из этих ребят пока в группе риска. Важно, чтобы специальные меры воспитания обеспечили этим детям своевременную помощь, условия для становления. Мы, взрослые, ответственны за детей, за профессиональные педагогические действия, пока они являются несовершеннолетними, за их сегодняшний день и за то, какое будущее сегодня они формируют.