pic

Людмила Дудова

председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»

Людмила Васильевна, Ассоциация учителей литературы и русского языка, пожалуй, самая многочисленная и, наверное, одна из важнейших, ведь русский язык необходимо знать всем, а как обязательный предмет он также входит в государственную аттестацию.

Вы правы. Русский язык – это фундамент. И этим все сказано. Учитель-словесник в школе – особая миссия. Это единственный педагог в школе, на чьи плечи ежегодно ложится четыре итоговые аттестации. На преподавание наших предметов в учебном плане отведено наибольшее количество часов. Поэтому наши учителя нуждаются во всесторонней поддержке. Именно для этого и была семь лет назад создана Ассоциация учителей русского языка и литературы. 

Что удалось сделать за эти семь лет? 

Когда создавалась общероссийская Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ), положение учителя-словесника вызывало беспокойство. Старение педагогических кадров, низкий приток в школу молодых учителей, реформирование образования, невысокий уровень заработных плат, рост отчетности – все это привело к осознанию профессиональным сообществом русистов необходимости объединения с целью изменения сложившейся ситуации. В ноябре 2013 года словесники приехали на свой учредительный съезд с тем, чтобы их голос был услышан, они хотели стать участниками процесса формирования образовательной политики, и в первую очередь школьного филологического образования. Делегаты были готовы вести диалог с коллегами и защищать свои права на осмысленный творческий труд, надеялись остановить постоянное реформирование системы школьного образования. Это был призыв разумного и уважительного отношения к традиции русской школы. Нас на этапе создания и становления организации обвиняли в консерватизме, нежелании развиваться и идти вперед. Но это совершенно не так, ведь основная часть делегатов – это лучшие педагоги России, чьи имена хорошо известны всей стране, многие из них представляли ведущие методические школы России, были авторами учебных пособий, учебников, по которым училась и продолжает учиться вся страна. Тогда, на учредительном съезде, который прошел в Московском педагогическом государственном университете, нам казалось, что вместе мы сможем изменить ситуацию и поменять положение вещей. Пройдя этот непростой путь, можно сказать, что удалось не все, но многое. И главное, что мы сегодня чувствуем свое единство!

У вас есть представительства во всех регионах? 

Уже на момент получения статуса общественной организации Ассоциация открыла отделения более чем в половине регионов Российской Федерации. Сегодня мы имеем свои местные и региональные отделения более чем в 80 субъектах страны и два представительства за пределами России. 

Какой он, современный учитель русского языка и литературы? 

Это учитель-энтузиаст в первую очередь. Наши ассуловцы, а их сейчас более семи тысяч, – одни из лучших представителей российских словесников. Среди них Лариса Арачашвили – учитель русского языка из Волгограда, победитель конкурса «Учитель года России – 2019», доктор педагогических наук, ученица Владимира Георгиевича Маранцмана; Елена Ядровская – преподаватель ведущего педагогического вуза страны – РГПУ имени Герцена; Ольга Левушкина – доктор педагогических наук, представитель ульяновской методической школы, ученица замечательных ученых в области методики преподавания русского языка Алевтины Дмитриевны Дейкиной и Екатерины Ивановны Никитиной, а ныне профессор МПГУ; Людмила Курамшина – многолетний член жюри конкурса «Учитель года России», учитель русского языка и литературы из Казани, заслуженный учитель республики Татарстан; Александр Жаренов – замечательный педагог из Мурманска; Ирина Григорченко – заслуженный учитель Российской Федерации из Ульяновска; Анжела Байрамбекова – директор республиканского центра образования из Дагестана, руководитель Ассоциации педагогов Республики Дагестан. Всем словесникам, работающим на ЕГЭ, знакомо имя Татьяны Сторожевой – учительницы из Петровска, небольшого районного городка в Саратовской области. Она автор десятка учебных пособий по ЕГЭ по русскому языку и организатор исследовательской работы школьников. На Дальнем Востоке все знают Веру Мягкову – замечательную учительницу лицея «Ступени» из города Хабаровска. Перечислять можно очень долго. Каждый наш ассуловец – энтузиаст и звезда. 

Какие планы у Ассоциации на предстоящий учебный год? 

Направления нашей работы неизменны уже много лет. Прежде всего, это повышение мастерства педагогов и обеспечение пространства для профессионального диалога, поддержка и продвижение лучшего опыта в преподавании русского языка и литературы, защита прав педагогов, проведение экспертиз самого разного уровня в области учебной литературы, проектной деятельности, документов, регулирующих образовательную и языковую политику, организация и проведение мероприятий разного уровня по поддержке и продвижению русского языка как в России, так и за ее пределами. 

Эти направления нашей деятельности реализуются во всем многообразии форм. Некоторые из мероприятий уже стали традиционными. Например, Пушкинский и Есенинский тематические диктанты, многолетний конкурс творческих работ на социально значимые темы «Не могу молчать», международный конкурс на языках народов России и иностранных языках «Пусть слово доброе душу разбудит», форумы и съезды учителей-словесников, всероссийские, международные научно-практические конференции, разного рода квесты и интернет-фестивали по литературе и русскому языку, Летние школы, конкурсы педагогического мастерства и многое другое. Даже в условиях коронавируса мы смогли провести акцию «Поэтическая летопись Победы», в которой приняли участие 14 регионов России, а Международная акция «Пушкинский диктант – 2020» собрала более 30 тысяч участников из более чем 50 стран мира. В этом году курсы повышения квалификации прошел 101 педагог от Дальнего Востока до Калининграда. 

Совершенно особое направление в деятельности АССУЛ – это воспитание уважения к малой родине посредством систематической работы с краеведческим материалом. Не без внимания остается и работа с сельскими школами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Конечно, не все региональные отделения Ассоциации одинаково активны, но совершенно точно, что АССУЛ за эти годы объединила вокруг себя тысячи тех, кому не безразлична судьба преподавания русского языка и литературы в школе. Есть еще одна традиция, о которой не могу не сказать. Мы ведь и создавались, чтобы поднять и поддерживать высокий статус учителя российской словесности. Поэтому у нас есть общественная награда, которой мы отмечаем за особые заслуги в преподавании, создании учебников, развитии методической науки. Медаль эта имеет свое наименование – «За верность профессии», ею награждены уже десятки учителей русского языка из самых разных регионов России. Это наша гордость и наши маячки, на которые мы равняемся. Награждение осуществляется раз в год и на основании представления региональных отделений. И мы рады, что поток таких представлений не иссякает. Такие результаты возможны, если есть традиции и доверие. Мы убедились в этом непростом году, что все это в нашей организации присутствует.

С каким настроением учителя приступают к новому учебному году? 

Радует, что, несмотря на большую нагрузку, наши учителя продолжают развиваться. У нас есть те, кто защитили диссертации – кандидатские и докторские, получили звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», стали обладателями премии Президента, премий руководителей субъектов Российской Федерации, победителями конкурса «Учитель года России». Мы всегда рады, если кто-то захотел вступить в наши ряды. В нашей организации не только учителя русского языка и литературы, но и преподаватели вузов, методисты, учителя начальной школы, потому что русский язык  и литература – это наше великое богатство, это то, что всех нас объединяет. 

Мы живем в стране, за последние годы сделавшей немало в построении гражданского общества. Замечательно, что система поддержки деятельности общественных и некоммерческих организаций развивается, но хотелось бы, чтобы эта работа велась более системно и выходила на стабильный уровень. Будем надеяться, что принятые поправки к Конституции, касающиеся именно этой сферы деятельности, позволят обеспечить эту системность и устойчивость, открыть новое возможности для сотрудничества и диалога власти и общественных организаций.
 

Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы»