pic

Московский государственный психолого-педагогический университет – первый в России психологический вуз, сочетающий традиции фундаментальных научных исследований и серьезную практическую подготовку. Уникальность университета состоит в том, что он не только готовит специалистов и практикующих экспертов в самых разных отраслях психологии, но и объединяет научно-исследовательские и научно-практические центры, лаборатории, модельные ресурсные центры, а также уникальные базы социальных практик, которыми может воспользоваться любой специалист.  МГППУ сегодня – это 12 факультетов, включая 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. В процессе обучения студенты вуза проходят практику в различных учреждениях, сотрудничающих с университетом: детских садах и центрах, общеобразовательных и инклюзивных школах, реабилитационных центрах и больницах.

В интервью электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России ректор МГППУ Аркадий Марголис рассказал о развитии университета, важности психологической службы для системы образования, а также о том, почему современный учитель должен быть хорошим психологом.

Аркадий МАРГОЛИС

Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета

Аркадий Аронович, какие направления работы вуза вы считаете основными, в том числе и для дальнейшего развития?

Наш университет развивается как уникальный проект, в котором представлены все направления и специализации психологии, у нас самый большой объем подготовки психологов в стране. Мы проводим огромное количество психологических исследований, а также исследований в смежных науках. Думаю, что такая специализация – сложившийся профиль университета. Университет активно участвует в разработке целого ряда очень важных проектов, направленных на развитие психологической службы в системе образования.

Важно и то, что наш университет с самого начала был интегрирован в систему образования, что создает возможности для по-настоящему плодотворного синтеза психологии и образования. Мы надеемся, что именно это станет одним из главных векторов развития МГППУ.

Какие преподаватели работают в вузе? На что вы в первую очередь обращаете внимание при формировании преподавательского коллектива? 

На профессиональные качества того или иного сотрудника и на то, насколько он разделяет основные ценности и миссию университета.

На мой взгляд, в университете работают лучшие профессионалы в нашей стране. Их можно условно разделить на три основные группы. Первая – это преподаватели, которые серьезно занимаются научными исследованиями, – их довольно много. Вторая большая группа – преподаватели-практики, обладающие уникальными профессиональными компетенциями, которым они обучают своих студентов. И наконец, третья группа – это просто хорошие преподаватели, которые интересно читают лекции и мотивируют студентов к учебе.

Какая она, студенческая жизнь в МГППУ?

Наш университет отличается насыщенной внеучебной деятельностью, которая включает КВН, спорт, творчество. Но главное направление, над которым мы сейчас работаем, – это развитие волонтерской деятельности. В наших ближайших планах – создание волонтерского корпуса университета, состоящего не только из нынешних студентов, но и из выпускников университета, для того, чтобы вместе решать серьезные социальные задачи.

Какими вы бы хотели видеть абитуриентов МГППУ?

Девиз нашего вуза – «Университет для неравнодушных людей». И это не просто слова. Этот слоган отражает специфику МГППУ. Мы ждем ребят, которые действительно неравнодушны к проблемам окружающих, хотят изменить общество к лучшему. Даже если у такого человека несколько более низкие баллы ЕГЭ, это все равно вполне наш абитуриент. 

Наши студенты – это люди с активной жизненной и социальной позицией, которые хорошо понимают, что они будут делать после окончания университета.

 

Как изменились средние баллы и конкурс? 

За последние четыре года вуз демонстрирует один из самых высоких темпов роста баллов ЕГЭ среди всех вузов России. Соответственно, растет и конкурс на поступление. Как мне кажется, это свидетельствует об увеличивающейся востребованности тех программ и направлений подготовки, которые предлагает университет. Также это в значительной степени связано с узнаваемостью и репутацией нашего вуза.

Педагогическая практика – важная часть обучения в вузе. Как она организована у вас? 

Педагогическая практика и практическая подготовка студентов в целом занимают очень важное место в наших образовательных программах. Некоторое время назад мы перешли на модульный принцип построения программ, в соответствии с которым практика, по сути, встроена в большинство образовательных модулей. Практика – это возможность не только проиллюстрировать те или иные теоретические понятия, но и показать реальные проблемы и профессиональные способы их решения. Поэтому, с нашей точки зрения, она является одним из центральных элементов подготовки студентов. 

Какие учителя нужны современной школе? 

Учитывая специфику нашего университета, а также те вызовы, с которыми сталкивается современная школа, я могу однозначно сказать, что современные реалии требуют от учителей более высокой, чем раньше, психологической подготовки, компетентности и квалификации. Иными словами, недостаточно просто стать хорошим предметником. Ведь сегодня в наших классах можно встретить детей с самыми разнообразными проблемами, а иногда и с особыми образовательными потребностями.  Хороший учитель, в конце концов, в значительной степени становится и хорошим психологом, однако наша задача – в том, чтобы уже на выходе из университета в систему образования приходили молодые специалисты с достаточно серьезной психологической подготовкой. 

Мне представляется, что без модернизированной психологической службы, в которой могут найти свое место не только педагоги-психологи, но и психологи других специализаций, современная школа не сможет решить те серьезные задачи, которые перед ней стоят. Для дальнейшего развития должна быть найдена новая модель, объединяющая педагогов-психологов, психологов других направлений с их коллегами – педагогами, социальными педагогами, специалистами-предметниками, чтобы, объединив усилия, обеспечить новый уровень индивидуализации обучения. Это особенно актуально в условиях массового перехода на цифровые технологии.

Что бы вы пожелали молодым людям, которые хотят связать свою жизнь с педагогикой?

Я бы хотел пожелать им терпения, настойчивости, энергии, понимания того, что они выбрали одновременно одну из самых благородных и самых сложных специальностей. Давайте вспомним братьев Стругацких. Они считали, что профессия педагога – намного более сложная и интересная, чем даже профессия Прогрессора, который в их романах, как известно, занимался развитием цивилизаций. Сейчас педагогика как никогда нуждается в молодых, энергичных и заинтересованных людях.