pic

Михаил СЛУЧ

Президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей математики», директор Лицея «Вторая школа» города Москвы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010»

Михаил Ильич, Межрегиональная Ассоциация учителей математики готовится изменить статус и стать всероссийской?

Действительно так, и, по сути, это продолжение давней традиции. Первый съезд учителей математики прошел в 1910 году, а в наше время важно было сохранить это наследие. В 2000-м состоялась конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», а через десять лет на съезде учителей математики в МГУ была создана Ассоциация учителей математики как межрегиональная общественная организация. Сегодня число региональных объединений превысило пятьдесят, что достаточно для того, чтобы преобразовать Ассоциацию во всероссийскую. 

Наша организация объединяет ведущих учителей страны, активно сотрудничает с вузами, научными институтами и учеными, пользуется большим авторитетом и участвует в разработке федеральных и региональных документов, в методической экспертизе. Но, конечно, одной из главных своих задач мы считаем взаимодействие учителей и распространение опыта. 

Мы не навязываем каких-то решений учителям, не создаем для них дополнительной нагрузки, а просто даем возможность творческим педагогам проявить себя и помогаем им общаться. Поэтому работа Ассоциации во многом строится на базе региональных отделений, которые действуют с учетом местных условий и в зависимости от степени поддержки органов управления образованием. 

Назовите наиболее активные региональные Ассоциации учителей математики?

Методический костяк составляют исторически сложившиеся объединения учителей Москвы и Санкт-Петербурга. Из региональных отделений хотелось бы отметить, например, крепкую Ассоциацию в Адыгее, которая активно сотрудничает с Кавказским математическим центром Адыгейского государственного университета, проводит много мероприятий для учителей и школьников. В Майкопе создан первый и единственный в стране Математический парк. Еще можно отметить очень активную Ассоциацию в Якутии, которая взаимодействует с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов и перенимает наиболее передовые достижении и методики. В Якутии проходят Математический праздник, курсы учителей на базе регионального отделения в Москве. 

С момента основания наша Ассоциация активно взаимодействует с Образовательным центром «Сириус» в Сочи, привлекая учителей со всей страны на курсы повышения квалификации. 

Среди важных мероприятий, которые мы проводим, – творческий конкурс учителей математики. Он зародился в Москве, такой конкурс проходит в Петербурге, есть и Всероссийский. В разных регионах организовываются и свои соревнования, которые ориентируют учителей на решение красивых задач, поиск ошибок, стимулирующих их повышать педагогическое мастерство.   

Регулярно проходит конференция Ассоциации и семинары, например Школа творческих учителей математики, которая в этом году, к сожалению, из-за ограничительных мер не состоялась.    

Как в целом повлияла эпидемиологическая обстановка на деятельность Ассоциации? Как работали? 

Мы активно включились в создание интернет-ресурсов для учителей, хотя мы этим занимались и до пандемии. Главное для нас было помочь коллегам проводить онлайн-уроки в период дистанционного обучения. В итоге материалами воспользовалось более десяти тысяч учителей и более двухсот тысяч школьников. Учитывая такую большую востребованность, Ассоциация продолжит развивать дистанционное обучение. Мы планируем и дальше проводить разнообразные онлайн-семинары.

Участвует ли Ассоциация в федеральных проектах? 

Конечно. Прежде всего, это разделение ЕГЭ по математике на два уровня – базовый и профильный, участие в экспертизе материалов федеральных государственных образовательных стандартов и примерных программ. При активном участии Московской ассоциации был разработан и осуществляется проект «Математическая вертикаль», который сейчас начинает активно реализовываться не только в Москве, но и в регионах, в том числе при участии отделений Ассоциации. 

Важную роль играет Ассоциация и в работе с одаренными детьми, помогая учителям обмениваться опытом и получать консультации. Например, в московском Лицее «Вторая школа» – одной из ведущих физматшкол страны – готовится сейчас серия методических пособий по работе с сильными школьниками.

И, разумеется, Ассоциация ежегодно проводит экспертизу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и сейчас уже участвует в разработке заданий 2022 года.  

Вы упомянули работу с одаренными детьми. Как ведется работа в этом направлении? 

Мы будем продолжать развивать олимпиадное движение. Это особенно важно потому, что Президент Владимир Путин в Указе о национальных целях России поставил среди первостепенных задач развитие талантов. Наша Ассоциация уделяет большое внимание обеспечению того, чтобы школьный этап Всероссийской олимпиады проходил в каждой школе. И сейчас вместе с Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий мы участвуем в проведении курсов учителей для школ, в которых пока образовательные результаты не очень высоки. Отдельным блоком этих курсов является развитие таланта. С помощью «Сириуса» мы планируем дать возможность школам России провести школьный этап, в том числе в электронной форме. В курсах участвует больше 15 тысяч учителей.

Очень важно вовлекать в олимпиадное движение младших школьников. Но не для того, чтобы они уходили в олимпиадный спорт, и не для того, чтобы выявить лучшего школьника в регионе, а чтобы дать возможность каждому ребенку решить красивые задачи и заинтересовать его. Например, вместе с компанией «Яндекс» мы провели олимпиаду «Я люблю математику», ставшую популярной среди малышей. 

Наша задача – чтобы в максимальном количестве школ ребенок при желании мог изучать углубленный курс математики, даже если таких детей не набирается на класс. Именно поэтому мы в Москве развиваем проект «Математическая вертикаль» в 7–9-х классах, который позволяет делать широкодоступным качественное математическое образование. И наши региональные коллеги уже начинают внедрять этот опыт. 

Летом следующего года мы планируем вместе с Образовательным центром «Сириус» провести Большой Всероссийский съезд учителей математики, информация о котором будет опубликована до декабря этого года. Сейчас в наших пятидесяти региональных отделениях тысячи учителей. Мы будем рады, если Ассоциация будет расти и к нам придут новые люди с новыми идеями. 

Сайт Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей математики».