pic

Учиться в колледжах и техникумах становится все более престижно. Сегодня учреждения среднего профессионального образования (СПО) выбирают для обучения 60% девятиклассников. Ребята не только получают профессию, но и имеют возможность демонстрировать свое мастерство на масштабных национальных и международных состязаниях. Программы обучения постоянно совершенствуются, а мастерские, где ребята получают практические навыки, оснащаются новейшим оборудованием. Очевидно, что и преподаватели учреждений СПО должны быть высокопрофессиональными, готовыми к обновлению методик преподавания, внедрению новых эффективных практик. О том, как работают сегодня преподаватели колледжей и техникумов журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал преподаватель московского Колледжа архитектуры и строительства № 7, восьмикратный тренер золотого резерва движения WorldSkills Кирилл Кошелев.

Кирилл КОШЕЛЕВ

преподаватель московского Колледжа архитектуры и строительства № 7

Кирилл Александрович, различаются ли миссии преподавателя колледжа и учителя общеобразовательной школы?

Разумеется! Преподаватель колледжа – человек, который раскрывает все потенциальные возможности ребят, пришедших учиться в систему среднего профессионального образования.  Его миссия – открывать и развивать таланты, возможно, даже скрытые, у ребенка, который уже прошел школьную пору, а теперь хочет начинать что-то делать своими руками. А среднее образование дает общие знания, формирует грамотность. Скажу иначе: школа дает базу, а колледж вытачивает специалиста-профессионала. Поэтому нам, преподавателям СПО, особенно важно понять, к чему у студента лежит душа, как он развивается, закомплексован после школы или открыт миру. В каждом ребенке нам надо найти изюминку и дать ему специальность как путевку в жизнь!

Но если подросток приходит в тот или иной колледж, значит, он уже знает, к чему лежит душа, и выбрал профессию, которой хочет овладеть?

Не совсем так. Часто выбор делает не ребенок, а за него решают родители. Например, говорят: там не потянешь, так что иди не туда, а сюда! И в колледж приходят ребята, которые не понимают, чем хотят заниматься, и продолжают искать себя. Впрочем, в нашем колледже это не так. Наша профессия называется «художник-мастер, преподаватель», а обучение идет по видам: «Художественная резьба по дереву/ по кости/ по камню», «Мозаика», «Художественная мебель», «Художественная роспись по дереву/ металлу» и «Папье-маше». 80 процентов наших ребят идут целеустремленно на деревообработку по разным компетенциям. Девочки учатся рисунку, живописи, росписи по дереву, металлу и папье-маше. А мальчики приходят, чтобы получить квалификации: «мозаика по дереву», «резьба по дереву», «реставрация мебели» или «изготовление художественных изделий». Ну а задача преподавателей – раскрыть, к чему у ребенка больший талант. Если он больше увлекается мозаикой по дереву и любит вырезать из шпона, мы развиваем в нем это. Если хочет заниматься резьбой – будь то объемная скульптура, рельефная или геометрическая резьба – мы стараемся развить его в этом направлении. А бывает и так: поначалу вроде никаких особых талантов у студента не видно, но вдруг он нечаянно сколол кусочек древесины и так его подклеил, что сразу видно: его стихия – реставрация мебели.

Какие ребята сегодня идут в систему среднего профобразования?

Разные. Тут и вчерашние школьники, которые идут к нам только потому, что учеба в школе не сильно удавалась, они хотят чего-то практического, поработать руками – повырезать и построгать. Но есть и такие, кто заканчивают школу хорошо, со средним аттестационным баллом чуть ли не 4,8. Правда, это не гарантия успеха: бывшие школьные троечники могут гораздо успешнее овладевать профессией, чем высокобалльники. Бывают ребятки прямо-таки с талантом к работе с деревом, хотя в школе они учились неважно. А кому-то интереснее и приятнее зубрить книжки, писать рефераты, но...

...руки растут не из правильного места?

Вот именно. Но идут-то в колледж все: и те, и другие, и третьи, и пятые, и десятые – разные! И со всеми нам, преподавателям, надо работать.

Наверное, такой разнобой усложняет и без того нелегкую работу педагога колледжа?

Что касается школьных оценок наших студентов, то для нас все наши учащиеся равны, и мы делаем всё, чтобы дать каждому из них равновесные, если так можно выразиться, знания.

Школьные баллы и правда не влияют на то, получится ли из выпускника колледжа профессионал высокого класса. Но ведь вам наверняка приятнее заниматься с ребенком, талантливым в вашей области?

А на этот случай для всех наших образовательных организаций существует движение, которое объединяет и множит число молодых профессионалов, оно называется WorldSkills. Встречаются такие одаренные ребята: ну прямо огоньки, маленькие изумруды! И всех их мы стараемся привлечь в это движение, чтобы они проявили себя в роли конкурсантов – сначала московской ветки, а потом и всероссийских чемпионатов. Ну а способных на большее мы готовим для чемпионатов Европы и мира по компетенциям WorldSkills.

Выходит, у талантливых ребят – свой путь, а остальных учат, чтобы вывести на какой-то, пусть достойный, но средний уровень?

Не совсем так!  Двери в WorldSkills широко открыты и для ребят, которые до поры не проявили особых талантов. Ведь бывают студенты, которые раскрываются не сразу. Да вот живой пример. Несколько лет назад пришел на 1-й курс один парень. На вводных занятиях, когда преподаватели ему все объясняли, рассказывали и показывали, чем мы занимаемся и что делаем, он не скрывал, что ему неинтересно. А ровно через месяц он пошел в движение WorldSkills, затем стал чемпионом России, а сейчас участвует в тренировках нашей национальной сборной для участия в чемпионате Европы и мира. И это не единичный случай!

Мотивированы ли студенты колледжей к учебе?

Конечно, бывает по-разному. Но мощные стимулы овладевать профессией у них есть, причем особенно у ребят из малообеспеченных семей. Главные из них – гарантия трудоустройства для хорошего специалиста и возможности, которые открывает WorldSkills. К примеру, премия за 1-е место в Российском чемпионате по решению правительства Москвы составляет 500 тысяч рублей. А это ли не огромная мотивация для ребят из семей с небольшим достатком! Чтобы выиграть такой приз, заработать и принести деньги в семью, они готовы тренироваться очень упорно и долго! Приз за 1-е место в чемпионате Европы или мира еще выше – 1 миллион рублей. Но чтобы выиграть его, поверьте, надо очень много трудиться! 

Трудно подготовить чемпиона?

Разумеется, это серьезнейшая задача, но уверяю вас, что нашему коллективу она по плечу. Судите сами: с чемпионата WorldSkills, недавно завершившегося в Уфе, команда нашего колледжа привезла в Москву сразу четыре золотые медали по деревообработке. В том числе чемпионом России в юниорской компетенции конкурса «Производство мебели» стал и мой сын. 

Это достойнейшая победа, с которой я вас от души поздравляю! А как вообще идет поиск талантов для участия в движении WorldSkills?

В свое время мы внедрили в колледже специальный практикум: брали всех ребят, которые у нас учатся по спецпредметам деревообработки, и в течение определенного времени давали им углубленные знания. В итоге выявлялись самые способные, и им мы предлагали полноценно участвовать в движении. Ну а с теми, кто согласился на это, сразу начинались серьезные тренировки – тут у нас тоже есть свои наработки. В итоге с 2015 года по компетенциям деревообработки стараниями нашего коллектива преподавателей колледж имеет 99 процентов золотых медалей. Думаю, что это отличный результат!

А как вы сами пришли в систему среднего профессионального образования?

Когда я закончил 11 классов, мой отец предложил мне пойти по его стопам и привел меня в колледж, где работал он сам и где теперь работаю я. Очень долго отец был моим наставником, но два года назад, к сожалению, он ушел из жизни. Сейчас я продолжаю его дело. А мой сын, надеюсь, продолжит мое. Вообще-то у нас целая династия: мой прадед, дед, отец, я, а теперь и мой сын. 

Действительно, династия! У вас теперь тоже растет смена, и у этой смены, надо признать, отличный старт! А что самое сложное в вашей работе?

Наверное, найти выстроить кадровую преемственность. Те люди, которые учили нас, – легендарные старики – потихоньку уходят: кто на пенсию, а кто, к сожалению, и из жизни.  Наша задача – подготовить им достойную смену. Дело это нелегкое, но кое-какие результаты уже есть. Часть ребят, которые заканчивали наш колледж, остались у нас работать преподавателями, а теперь уже тренируют вместе со своими прежними педагогами новое поколение студентов. Это очень хорошо!