pic

Жанна Витальевна САДОВНИКОВА

директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России

Развитие сельских школ – один из актуальных вопросов современной системы образования. Работа Минпросвещения России направлена на создание условий, которые позволят школьникам осваивать современные технологии, получать знания, осознанно выбирать свой жизненный путь вне зависимости от места проживания. В России более 23 тысяч сельских школ, в которых обучаются 3,8 млн детей. Мы понимаем, что такие образовательные организации работают в особых демографических условиях. Обучающихся, как правило, немного. Около 13 тысяч школ, то есть почти половина, малокомплектные. 

 

 

У сельских школ своя специфика. Она напрямую связана с низкой плотностью населения (в среднем три человека на 1 кв. км), слабым развитием транспортной сети, территориальной разобщенностью поселений, высоким уровнем миграционных процессов при незначительном приросте населения, несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкости учреждений современным требованиям и многими другими факторами.

 

Качество и доступность образования в сельских школах

Важно, чтобы в сельской школе, как и в городской, были созданы современные условия для получения качественного образования.

В 2018/19 учебном году в 83 субъектах проведен ремонт спортивных залов, часть аудиторий перепрофилирована под занятия спортом. Развиваются школьные спортивные клубы, проведено оснащение открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием.

Инфраструктура сельской школы – это еще и школьные автобусы, которые подвозят детей из маленьких в более крупные образовательные организации. Это позволяет получать образование в школах, где работают лучшие учителя и где установлено высокотехнологичное оборудование, которое вряд ли удастся поставить в малокомплектную школу с десятью учениками. Программа «Школьный автобус» хорошо себя зарекомендовала. 
 

 

Вне зависимости от того, что школа маленькая, малочисленная, качество образования в ней должно быть соответствующим. Это обеспечивается в том числе педагогическими кадрами, индивидуальным подходом к ребенку, созданием условий при сочетании учебной и внеурочной деятельности.

Для сельских малокомплектных школ законодательно закреплено положение о том, что нормативные затраты на получение детьми образования должны предусматривать затраты на образовательную деятельность, не зависящие от количества обучающихся (финансирование по факту, а не по нормативам). 

Кроме того, ужесточены процедуры закрытия сельских школ и их реорганизации. 

Минпросвещения России утверждены Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия, которые регламентируют порядок создания и функционирования федеральной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

На обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» направлено 3 млрд рублей. 

Эти деньги позволят обновить материально-техническую базу образовательных организаций и создать в 50 регионах в сельских школах 2049 Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», где смогут обучаться 100 тысяч детей в год.


Особая роль в сельской школе отведена учителю

В сельских школах работает почти 400 тыс. педагогов, что составляет одну треть от общего количества педагогических работников. 

Особенность работы в сельской школе в том, что крайне сложно, а порой и невозможно обеспечить достаточную нагрузку учителей-предметников. Приходится преподавать сразу несколько предметов, требуется умение работать в разновозрастных группах.

В то же время проблема нехватки педагогических кадров стоит не так остро. Это следствие работы, которая проводится на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Принимаются меры по повышению заработной платы учителей, она доводится до средних значений по экономике региона. Кроме того, эта поддержка распространяется и на членов семьи педагогических работников, и на педагогов, вышедших на пенсию (республики Калмыкия и Карелия, Ставропольский край, Тульская область и другие).

Также нами разрабатываются меры по привлечению выпускников вузов к работе в сельской местности.

 

 

Сельская школа – центр социально-культурной жизни села

Миссия школы на селе изменилась. Ее основная задача – научить учеников быть успешными в условиях меняющегося и быстро развивающегося мира. 

Минпросвещения России было направлено инструктивное письмо по вопросу совершенствования правового регулирования деятельности малокомплектных образовательных организаций.

Именно сельская школа является социокультурным объединяющим центром для жителей, а значит, может вовлекать в свою орбиту всех желающих независимо от возраста. Например, библиотекой могут пользоваться взрослые, кабинетом врача – пожилые. Такая практика, кстати, успешно внедрялась в рамках двух национальных проектов – «Медицина» и «Здоровье».

Сейчас, когда школа финансируется из бюджета образования, сельский врач – из бюджета здравоохранения, а библиотека – из бюджета культуры, в школу нельзя направить деньги культуры или здравоохранения. Так что это вопрос межведомственного взаимодействия, будем его совместно решать, тем более что для сельской школы деньги из других отраслей – это поддержка, которая точно не будет лишней. 

Создание базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся; использование передвижных учебных лабораторий; внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов; интеграция и кооперация образовательных организаций, внедрение дистанционных технологий; сетевая организация образовательного процесса – реальные способы решения проблемы обеспечения прав детей, проживающих в селах, на получение качественного образования.

 

Дальнейшие направления деятельности

Будущее связано в первую очередь с эффективным использованием обновленной инфраструктуры сельских школ, поддержанием и развитием уже имеющихся ресурсов. 

Нужен новый взгляд на территориальные сети образовательных организаций: соответствие демографическим изменениям, эффективность использования ресурсов, современные профили, использование дистанционного обучения для сельских школьников и сетевой формы организации образовательного процесса.

Мы продолжим реализацию приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» и проекта «Создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности».

Создание условий для получения качественного образования – это только часть работы, важно и внутреннее наполнение. 

Именно сейчас в рамках единого образовательного пространства ведется системная работа по совершенствованию содержания и образовательных технологий, воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.

Предстоит позаботиться и о доступе к дополнительному образованию для детей, обучающихся в сельских общеобразовательных организациях.

Еще одно из направлений развития – это открытие научно-учебных лабораторий «Агрокуб» при поддержке региональных аграрных университетов, ФГАУ «Фонд новых форм развития образования», ФГБУ «Российская академия наук», сети детских технопарков «Кванториум» и других.

Перечень направлений научно-учебных лабораторий:

  • биотехнология, генетика и физиология растений;
  • агробиотехнология (точное земледелие и селекция растений);
  • робототехника для агропроизводства, животноводства. 

Реализация этого проекта позволит: 

  • сформировать современные профессиональные и общекультурные компетенции; 
  • пройти профориентацию;
  • подготовиться к поступлению в вуз. 

В декабре 2019 года научно-учебные лаборатории откроются на базе Бобровского образовательного центра «Лидер» им. А.В. Гордеева (Воронежская область), Бутурлинской СОШ им. В.И. Казакова (Нижегородская область), Татановской средней общеобразовательная школы и Мичуринского лицея (Тамбовская область), средней школы № 1 г. Вельска» (Архангельская область), Хатасской средней общеобразовательной школы им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых (Республика Саха (Якутия)), средней общеобразовательной школы № 7 (Свердловская область).