pic

Московский педагогический государственненный университет – один из ведущих и старейших педагогических вузов России, который гордится богатой историей, широкой линейкой образовательных программ, вносит серьезный вклад в подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров и играет важную роль в модернизации российского педагогического образования. Так, в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» университет реализует уникальный курс «Основы вожатской деятельности», который включен в основные образовательные программы 167 вузов страны. Университет также улучшил свои показатели в рейтинге лучших вузов России RAEX-100 по качеству подготовки студентов и их востребованности работодателями.

Ректор МПГУ Алексей Лубков в интервью электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал о миссии и деятельности университета, о широких возможностях для практической работы студентов, а также о том, какого учителя готовит вуз. 

Алексей ЛУБКОВ

Ректор Московского педагогического государственного университета

Алексей Владимирович, какие направления работы, проекты, мероприятия университета вы бы отметили как наиболее важные и успешные? 

В истекшем учебном году деятельность университета во многом определил Указ Президента России «О национальных целях развития России до 2030 года». Вуз при поддержке Министерства просвещения постоянно наращивал свой потенциал, укрепляя статус крупнейшего научно-методического центра педагогического образования в стране, а также активно способствовал реализации важнейших государственных мероприятий и инициатив, связанных с поддержкой отечественной школы, усилением роли воспитания, успешным решением задач национального развития.

В прошлом году мы одними из первых перевели обучение в дистанционный формат в условиях пандемии. В нашем университете цифровизация коснулась каждого – от студентов и преподавателей до административно- управленческого персонала. Сейчас мы работаем над созданием банка лекций ведущих преподавателей университета. 

Среди значимых мероприятий, состоявшихся в режиме онлайн за прошедший год, я бы отметил второй Всероссийский педагогический форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества. Молодой педагог-учитель будущего», III Общенациональный родительский форум, Общероссийское родительское собрание «ЕГЭ-2021 для родителей», Общероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», онлайн-лагерь МПГУ «Ежик.camp», круглый стол «Волонтеры просвещения МПГУ». Мы теперь также проводим в онлайн-формате праздники и мероприятия для студентов: День знаний, День университета, выпускной, Татьянин день, акцию «Библионочь». 

Таким образом, мы продолжаем выполнять свою социальную миссию, обогащаем современное образовательное и культурно-воспитательное пространство, взаимодействуем с научными институтами, общественными организациями, традиционными религиозными конфессиями, музеями и школами. 

Кроме того, в этом году впервые в истории МПГУ вошел в ведущий мировой рейтинг университетов QS World University Rankings (QS), а также укрепил свои позиции в отечественном академическом рейтинге RAEX-100.

На что вы обращаете внимание, подбирая команду? Какие преподаватели работают в вузе?

Преподавательский состав МПГУ – это 15 академиков и членов-корреспондентов государственных академий наук, 385 профессоров, 329 докторов наук и 907 кандидатов наук. Ученые университета руководят учебно-научными центрами и лабораториями, проводят исследования по широкому спектру научных направлений. Наша особая гордость – это почетные профессора, среди которых – выдающиеся деятели отечественной и зарубежной науки. 

Обучение в МПГУ – это современное содержание и глубокая предметная подготовка  на основе последних достижений науки и с применением цифровых технологий. Особое значение при этом имеют традиционные российские ценности: мы готовим не просто высокопрофессионального специалиста, но и человека, гражданина.

Университет славится своими бережно сохраняемыми и приумножаемыми педагогическими традициями. Это, прежде всего, команда единомышленников и профессионалов, объединенных ответственным отношением к выполняемому делу.

Какие возможности для развития вне учебы есть в МПГУ? 

У наших студентов есть возможность получить дополнительную квалификацию и тем самым усилить свои позиции при трудоустройстве. Больше всего ребят выбирают программу подготовки профессиональных вожатых, после окончания которой они могут работать в организациях детского отдыха. Традиционно также востребованы программы подготовки психологов и переводчиков с иностранных языков. 

Наши студенты с удовольствием участвуют в творческих мероприятиях, таких как «Art-фестиваль», «Студенческая весна», занимаются киберспортом,  участвуют в добровольческой деятельности, акциях Студенческого совета МПГУ. В этом году у нас появилась «Молодежная проектная школа», в рамках которой ребят обучают писать заявки на проекты, выступать публично и защищать свой проект, держаться уверенно на сцене и быть готовыми ответить на любой вопрос эксперта.
У нас активно работают различные студии и кружки, в том числе и театральные.  Уверен, что многие из наших студентов с готовностью присоединятся к инициативе Министерства просвещения по созданию к концу 2024 года в каждой школе театральных кружков.  

Что в этом году показала приемная кампания? 

Могу сказать, что количество поданных заявлений превышает показатели прошлого года. Мы ждем молодых, креативных, мотивированных студентов, которым интересно учиться и для которых МПГУ по традиции станет вторым домом, где можно реализовать свои таланты и в науке, и в общении, и в занятии творчеством.

Мы открыты для ребят, понимающих ценность педагогической профессии и знающих ей настоящую цену. 

Как студенты МПГУ проходят педагогическую практику? 

Вопросы, которые университет предлагает студентам решать на практике, максимально приближены к их будущей профессиональной деятельности. 

Ребята занимаются практической работой уже на первом курсе. Она начинается с наблюдения за развитием ребенка от дошкольного до старшего возраста. Затем обучающиеся пробуют свои силы в качестве помощников педагогов, тьюторов. Будущие педагоги участвуют в летней педагогической вожатской практике. На старших курсах студенты уже работают в качестве учителей большую часть учебного года. 

Итоги практики подводятся совместно с представителями профильных организаций: они оценивают обучающихся и поддерживают обратную связь с университетом.

В этом году студенты старших курсов в период пандемии приходили в школы, заменяя педагогов в рамках проекта «Учитель на замену». Многие из них потом продолжили там работать уже в качестве штатных учителей. 

В настоящее время к педагогической деятельности приступили порядка 90 обучающихся МПГУ. Студенты заменяют учителей по физике, химии, математике, русскому и иностранному языкам, педагогов начальных классов.

Кроме того, студенты работают наблюдателями во время проведения в образовательных организациях Всероссийских междисциплинарных контрольных работ, организации и проведения ОГЭ и ЕГЭ. 

В МПГУ также развиты молодежные движения – студенческие педагогические отряды, в которые в основном входят студенты младших курсов. 

Школа – консервативный и в то же время динамично развивающийся организм. Какой учитель нужен современной школе?

Конечно, не просто специалист-предметник. Личность педагога для детей очень важна. Во многом он для ребят пример. Поэтому современный учитель должен обладать массой компетенций, уверенно владеть современными технологиями. Ну и психолого-педагогические, общекультурные составляющие педагогического труда никто не отменял. 

Учительство – это и профессия, и дело жизни, и социальная миссия. Педагог полностью отдается своему служению, он понимает детей, уважает знания своих учеников и является гражданином и патриотом своей страны. Именно такого учителя мы воспитываем в МПГУ.

Каковы ваши приоритеты для будущего развития университета?

Как и на протяжении всей фактически 150-летней истории МПГУ, наша приоритетная задача – создать оптимальные условия для раскрытия талантов, обеспечить преемственность поколений и развитие новых научных направлений в соответствии с современными потребностями государства и общества. И команда МПГУ успешно с этой задачей справляется.

В будущем у нас планируется создание межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций, развитие новых психолого-педагогических классов, которые помогут выявлять педагогические способности на ранних этапах. Мы также продолжим развивать единое пространство педагогического образования, повышать статус педагогических вузов и педагогической профессии, будем расширять связи с педагогическими университетами России и СНГ и более тесно взаимодействовать с общеобразовательными организациями. 

Что бы вы сказали молодым людям, которые хотят стать учителями, будущим студентам МПГУ?

Помните, что учитель сегодня – это не тот, кто учит, а тот, кто любит и умеет учиться сам. Будьте усердными в получении знаний, терпимыми в общении с учениками, дерзайте и любите свою профессию! И тогда обязательно все получится.