pic

Владислав ГЕТАЛЮК

директор Мурманского медицинского колледжа

Пожалуй, самый важный момент в переходе на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий – это техническая и методическая поддержка. Именно с этой поддержкой была связана большая часть работы, которая велась в колледже в первую неделю. Одной из главных проблем стал перевод в цифровую форму накопленных нами материалов, знаний и опыта преподавателей. Тем не менее мы постарались как можно раньше предусмотреть возможные трудности, планомерно выстраивали образовательный процесс и смогли начать работать в соответствии с расписанием, которое было утверждено в начале учебного года. 

Каждый наш урок состоит из теоретической части и практической части, включающей тестирование или практические задания, которые позволяют закрепить пройденный материал. По нашему мнению, такая структура занятий сейчас наиболее эффективна. Что касается практических занятий, то мы постарались максимально перенести их на другое время. Мы также рассматриваем варианты онлайн-консультирования студентов по дипломным работам, защите проектов. 

Думаю, что каждая образовательная организация должна рассматривать нынешнюю ситуацию как стресс-тест, который позволяет выявить слабые и сильные стороны руководства, сделать определенные выводы на будущее. Например, очевидно, что всегда нужно быть готовыми к переходу на электронный документооборот. Необходимо досконально изучать цифровые технологии и уметь ими пользоваться. И конечно, какой бы ни была ситуация, мы должны уделять определенное время в течение учебного года внедрению в образовательный процесс электронного обучения. Оно должно стать неотъемлемой частью того, что мы делаем. 
 


Наталья ПАНАС

заместитель директора по учебно-производственной работе Оленегорского горнопромышленного колледжа

Нам успешно удалось перевести образовательный процесс в дистанционный формат, в том числе с помощью видео-конференц-связи. У нас до этого уже был опыт электронного обучения на заочном отделении. У педагогов были свои сайты, на которых они выкладывали задания, лекции, материалы для студентов. Нынешняя ситуация только стала поводом для развития имеющейся базы. Большую организационную роль взяли на себя кураторы групп: нужно было разъяснить студентам тонкости обучения в онлайн-формате. 
Некоторые студенты сейчас учатся на платформе Google Класс. Мы заранее оповестили их о переходе на удаленное обучение, попросили создать аккаунты. Платформа позволяет создавать задания с автоматической проверкой, вести электронный журнал. И конечно, мы активно используем социальные сети. В самой популярной среди студентов сети «ВКонтакте» учебными группами созданы беседы, там в том числе выкладывается расписание занятий. Ребята активно в этих беседах участвуют. 

С работающими удаленно преподавателями мы поддерживаем связь с помощью сервиса конференцсвязи Zoom. Регулярно проводим педагогические советы, на которых обсуждаем возникающие сложности и другие вопросы, связанные с организацией электронного и дистанционного обучения.

Конечно, на плечи преподавателей легла большая нагрузка, но многие довольны таким форматом работы: он разнообразил, расширил педагогическую деятельность, студенты, которые раньше были пассивными, активнее включаются в работу. Преподаватели сами читают онлайн-лекции, создают видеоролики вместе со студентами. На каких-то направлениях получается успешнее организовать работу в дистанционном формате, проводить наглядные практические занятия. С рабочими профессиями все немного сложнее, там нужна отработка трудовых приемов, но мы, например, с учащимися обсуждаем, какие ошибки могут возникнуть в ходе выполнения определенных операций, как их исправить. 

Важный вопрос для нас – проведение учебных и производственных практик, прежде всего, это касается выпускных групп. Мы рекомендуем руководителям практики разрабатывать для студентов задания, которые можно выполнять удаленно. Это могут быть кейсы, разработка технологических карт. Просим у студентов аналитические отчеты, материалы о деятельности предприятий. В остальных случаях сдвигаем сроки проведения учебных практик, ставим вместо них теоретические занятия. 

Главное сейчас – это сохранить качество образования, которое мы даем студентам. Важно, чтобы дистанционные занятия не были фикцией, формальностью, а действительно принесли пользу, помогли ребятам в дальнейшем устроиться на работу. Думаю, что мы и дальше будем активно использовать этот формат работы, развивать его, например, для организации обучения по индивидуальным учебным планам. Обратной дороги нет. 

 


Светлана СЕМЕНОВА

заместитель директора Мурманского индустриального колледжа

Успешно перейти на дистанционный формат обучения нам помогло то, что ранее мы реализовывали проект по созданию региональной площадки сетевого взаимодействия по направлению «Машиностроение». Одним из условий этого проекта было создание информационной платформы, которую могли бы использовать студенты не только нашего колледжа, но и ряда других образовательных организаций области. Мы внедрили в работу площадки систему дистанционного обучения Moodle, выкладывали очень много материалов, электронных учебников. Кроме того, мы уже больше года обучаем специалистов сварочного производства в дистанционном формате по разработанной нами программе повышения квалификации. 

На официальном сайте колледжа есть специальный раздел, посвященный дистанционному обучению, где размещаются все новости, информация о занятиях. Мы ведем электронные ведомости, ежедневно следим за посещаемостью в системе Moodle. Классные руководители оперативно взаимодействуют со студентами и их родителями, в WhatsApp, Viber и других мессенджерах созданы группы студентов и преподавателей. Педагоги также используют в работе собственные сайты. 

Конечно, определенные сложности были. Одно дело – организовать дистанционное обучение по какой-то конкретной дисциплине, другое – перевести в этот режим весь колледж. Мы оборудовали компьютерным классом общежитие, в котором проживают ребята из других регионов, студенты категории «дети-сироты». Есть студенты, которым мы ежедневно распечатываем задания, их им доставляют бесконтактно. Педагогов, у которых отсутствовали необходимые компетенции, индивидуально консультировали преподаватели информатики, более продвинутые ребята. Сейчас организуем вебинары для сотрудников, помогаем преподавателям находить необходимую информацию, ресурсы. Мы также проводим ежедневные онлайн-совещания по работе колледжа – все преподаватели могут к ним подключиться, задать любой интересующий их вопрос. 

Все наши отделения уже какое-то время успешно принимают квалификационные экзамены по модулям в онлайн-режиме. Учебную практику на всех курсах, которые не являются выпускными, мы перенесли на более поздние сроки. Пока у ребят проходит теоретическое обучение, мастера производственного обучения в том числе выбирают из программ учебных практик темы, которые можно практически отработать дома. Создаются видеоуроки, которые знакомят студентов с оборудованием, видеоролики лабораторных занятий. Результаты лабораторных работ наших ребят, которые учатся по направлению «Поварское и кондитерское дело», мы выкладываем на сайте и в социальной сети «ВКонтакте». 

Все педагоги сейчас занимаются самообразованием. Это самое лучшее повышение квалификации, которое только может быть, – как в вождении, когда наступает момент ехать самому. Нам пришлось в кратчайшие сроки использовать на практике все то, что мы прежде изучали. Думаю, что нам удастся сформировать в будущем достаточно хорошую базу, которой будем пользоваться не один год. Нынешняя ситуация позволит образовательным организациям по всей стране наработать хороший образовательный контент. 
Конечно, это будет большой шаг в будущее для всей системы СПО. Стало очевидно, что ряд дисциплин можно без потери качества перевести в дистанционный формат, активно сочетать дистанционное обучение с очным. По всей стране будут созданы уникальные учебно-методические комплексы по организации интересных уроков, практических лабораторных занятий, учебной практики. Повысится качество дистанционного обучения студентов, которые учатся по индивидуальным учебным планам, заочно.