pic

Наталья ШАДРИНА

руководитель Национального союза педагогов

Национальный союз педагогов – это постоянно действующее сообщество профессионалов, лидеров в системе образования с ярко выраженной субъектной позицией. Системе образования необходимы активные, инициативные, самостоятельные, ответственные педагоги и руководители. Важно, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог иметь доступ к качественному образованию. 

Ситуация с переходом на дистанционное обучение показала, что есть профессионалы, которые владеют нужными компетенциями, чтобы заинтересовать детей и качественно реализовать содержание образования, а есть учителя, которые остаются трансляторами знаний, не учитывают современные тенденции, вызовы. На сегодняшний день такой разрыв существует. Мы уверены, что деятельность Союза поможет в решении проблемных вопросов, которые выявила пандемия коронавирусной инфекции, и будет способствовать развитию системы образования в России в целом. 

Сейчас перед Союзом стоят несколько важных задач. 

Первая – формирование локальных команд профессионалов в регионах. Мы хотим выявить лидеров в системе образования. При этом главным критерием будет именно деятельность педагога. Мы готовы поддерживать инновационные идеи, проекты, реализуемые как отдельными учителями, так и образовательными организациями, а также способствовать наращиванию экспертных компетенций у профессионалов. Вокруг этих инновационных идей сформируется особое сообщество, которое сможет определять и рекомендовать лучшие практики, места стажировок. По сути, это горизонтальное обучение. Опытом смогут обмениваться разные регионы, муниципалитеты. 

Благодаря сформированному профессиональному сообществу можно будет услышать голос учителя-профессионала, например педагога из сельской местности с прекрасными идеями, о которых никто не знает, потому что его школа не отличается инновационностью или хорошими образовательными результатами. Мы будем разными способами поддерживать таких педагогов, чтобы впоследствии они могли стать образцом для молодых учителей. Ведь для того, чтобы сообщество профессионалов постоянно пополнялась квалифицированными кадрами, нужно начинать работать еще со студентами, которые приходят в школу. Поэтому есть идея погружать студентов именно в те практики, способы деятельности, технологии, которые будут признаны лучшими сообществом профессионалов. Тогда, приходя в школу, они будут ориентироваться именно на них, а не, скажем, на устаревший формат учителя как транслятора знаний. 

На данный момент Союз имеет статус общественного объединения. У нас есть пул авторитетных экспертов, имеющих опыт проектной деятельности. Они будут играть ключевую роль в формировании профессиональных сообществ. Пока мы только находимся на этапе становления, но уже более 200 человек из 15 регионов страны заявили о своем желании принять участие в работе Национального союза педагогов, стать его членами, предложить свои идеи. Мы будем рады приросту нашего сообщества. 

Осенью мы хотим провести ряд дистанционных конференций, вебинаров. Это будет диалог на равных с участием представителей нашего сообщества, экспертов. В качестве тем для обсуждения мы хотели бы предложить вопросы, связанные с профессиональным развитием педагогов, дистанционным обучением, взаимодействием между школой и родителями, преемственностью дошкольного и школьного образования. Также собираемся в дистанционной форме уже в региональных профессиональных сообществах обсуждать локальные проблемы. А в 2021 году планируем организацию различных конкурсов, выездных школ и проведение большого форума. Планы у нас масштабные. 
 


Владимир ЛЬВОВСКИЙ

эксперт Национального союза педагогов, кандидат психологических наук, доцент

На мой взгляд, главная цель Национального союза педагогов – формирование пула новых экспертов в сфере образования, молодых, независимых и профессиональных экспертных сообществ по всей стране. 

Любые реформы, инновации в сфере образования невозможны без ответа на известный вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Школа – сложный механизм. Например, как узнать, какие действия учителя в начальных классах повлекут за собой резкое падение мотивации к учебе у подростков? Кто может ответить на вопрос о причинах высоких результатов ЕГЭ? Уверены ли мы, что хорошая начальная школа не сыграла в этом решающую роль? 

Грамотный и профессиональный эксперт (не путать с инспектором!) поможет учителям и администрации школ выявить наиболее эффективные практики обучения и развития, преодолеть дефициты, обнаружить новые возможности, формы работы и общения с учениками. Новое поколение экспертов обязательно будет иметь практический опыт работы с детьми: они должны быть «играющими экспертами», а не теми, кто умеет учить других, но сами при этом даже не могут ничего продемонстрировать. 

Подготовка экспертов будет вестись на основе деятельностного подхода. Мы планируем заниматься проектированием, макро- и микроанализом уроков, проводить дискуссии, семинары, тренинги, на которых участники в том числе могли бы отрабатывать навыки вместе с другими взрослыми, без присутствия детей. В отличие от традиционного лекционно-семинарского формата такие мероприятия позволяют педагогу учиться и развиваться в действии, в реальном педагогическом процессе, здесь и сейчас, эти же способы он сможет потом переносить и в свои классы. 

Официальный сайт Национального союза педагогов