pic

Креативности российских педагогов нет предела, и прекрасное тому подтверждение – «Воспитатель года России – 2018» Анастасия Шлемко. В рамках проекта «Наука маленького роста» ею разработан новый подход к формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста – через эксперименты с предметами окружающего мира и выдвижение гипотез об их сущности. Идея, которой автор охотно делится на семинарах для воспитателей детских садов, проводимых ею по всей стране, вызывает большой интерес. О том, как реализация проекта помогает воспитателю выстраивать развивающее общение с детьми, Анастасия Шлемко рассказала журналу «Вестник образования» Минпросвещения России.

Анастасия ШЛЕМКО

Старший воспитатель детского сада № 52 «Котенок» г. Химки Московской области, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России – 2018»

Проект «Наука маленького роста» может быть осуществлен в любом садике любого региона нашей страны и без каких бы то ни было ограничений. Этой методикой интересуются, ее берут. Однако широкому внедрению мешает традиционный отечественный подход к работе с детьми: не партнерство взрослого с ребенком, а доминирование педагога. Возможно, это происходит из-за боязни воспитателя допустить панибратство, потерять свой авторитет. Вот только авторитет этот в силу давних традиций нашей педагогики часто смыкается с авторитаризмом. Это и есть главное препятствие для широкого распространения новых подходов.

Между тем, обучая ребенка лепить из глины или плавать, гораздо полезнее, чтобы воспитатель не сразу обрушивал на его голову лавину новых знаний, а вначале выявил, «пощупал» актуальное развитие малыша. К примеру, многие почему-то считают, что лепить из глины – это нечто новое для ребенка, лишь только потому, что в саду ему никогда прежде об этом не рассказывали. На самом же деле у воспитанника есть старший брат, сестра, другие источники информации вне детского сада, из которых он мог узнать о лепке. Поэтому вначале с детьми обязательно надо проговорить – спросить, что они  знают, умеют ли лепить, и лишь затем вовлекать их в непосредственную деятельность.  

Или возьмем работу с клеем, бумагой и солью. Воспитатель, конечно, может вести ее в таком ключе: «Возьмите клей, бумагу и соль; отрежьте, намажьте, посыпьте и т. п.». Такие занятия, безусловно, тоже развивают, но главным образом – мелкую моторику, тогда как самое важное – вовлечь ребенка в процесс размышления, выдвижения гипотез, их проверки. Чтобы запустить этот процесс, для начала стоит, к примеру, спросить: а что мы можем сделать с клеем, бумагой и солью? При таком подходе у детей развивается не только моторика, но включается речь, логическое мышление и т. п. Это как с магнитом: сильный притягивает много скрепок, а слабый – мало. 

Вообще, разговор с детьми помогает многое понять, если исходить из их актуального опыта. Например, для малыша, побывавшего с родителями в Австралии, медведь – это коала. И это видение мира ребенком также необходимо учитывать в работе воспитателя.

Есть и другой принципиальный момент. Когда ребенок проходит все возрастные этапы своего развития правильно, на каждом из них у него своя важная деятельность: например, с 4–5 лет начинаются сюжетно-ролевые игры. Однако очень существенно, чтобы к этому времени малыш уже «напитался» ведущей деятельностью предшествующей стадии – различными тактильными ощущениями. А родители зачастую лишают его этого бесценного опыта, боясь, что ребенок испачкается или испортит одежду. И тогда возникают серьезные перекосы: скажем, в 5–6 лет ребенок уже должен строить гипотезы, а он еще вовсю манипулирует предметами, так как не насытился этим в более раннем возрасте. Мы в детском саду пытаемся восполнить эти пробелы и с самого раннего возраста позволяем детям красить, трогать краску руками и делать другие «страшные» вещи, которые им не разрешают дома.

Процесс обучения для маленьких детей – это знакомство с предметами окружающего мира, и оно идет с самого раннего возраста. Как называются и читаются буквы, дошкольнику можно рассказать, если он сам заинтересовался и спросил об этом. Между тем подготовка к школе почему-то часто ассоциируется у нас с сидением за партами и записями в тетрадки. А ведь сейчас принят совсем другой подход – шкалы оценки качества образования, предполагающие как самооценку, так и оценку внешнюю. Эта система направлена на развивающее общение детей и взрослых, а также на создание окружающей среды, играющей роль еще одного педагога. Например, когда ребенку надо разложить какие-то предметы по цветам – одному или в паре с кем-то еще. Или когда дети  пишут (или рисуют), что и как надо надевать, – своего рода «памятку» для младших ребят или для себя. 

Эту работу можно подписать либо самому, либо попросить воспитателя или другого ребенка, либо просто взять и «срисовать» с карточки свое имя. В итоге труд не пропадет зря. А задача взрослого – следить за соблюдением правил с установкой: «Я верю, что у тебя все получится!» Правда, это бывает нелегко: дети-то все разные. Есть, например, ребята, находящиеся в разладе с самими собой: чаще всего это случается из-за регулярного нарушения их внутреннего пространства родителями. Конечно, с ними воспитателю приходится трудно! Но тем сильнее меня восхищают педагоги, которые работают в развивающем ключе!

Пока, правда, многие еще считают основной задачей воспитателя присмотр и уход за детьми и не выстраивают развивающего общения с ними. В таких группах педагог занимается своими делами, а дети – своими, и взаимодействия между ними нет. А я, когда дети играют, обязательно подхожу к одному, к другому, с кем-то поиграю, с кем-то разберу конфликт. У педагога должна быть постоянная включенность в детей. 

Наш детский сад также поворачивает к использованию новых методик. И успехи уже есть, да еще какие: к примеру, наши дети 4–5 лет под руководством преподавателя музыки стали сами сочинять сценарии утренников! Правда, это требует колоссальной работы педагогов. Но дело того стоит!