pic

Дмитрий КАДОЧНИКОВ

Победитель I Всероссийского конкурса «Мастер года», преподаватель Екатеринбургского экономико-технологический колледжа, сертифицированный эксперт в компетенции «Хлебопечение» и заведующий мастерской «Хлебопечение», созданной в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование»

Всероссийский конкурс преподавателей системы среднего профессионального образования «Мастер года» в этом году прошел впервые, а значит, в известной степени он явится эталоном для проведения всех последующих. В полной мере это касается и фигуры победителя. Так что знакомьтесь: о своем пути в профессию, методиках работы, позволяющих сделать обучение наиболее интересным для ребят, журналу «Вестник образования»  Минпросвещения России рассказал Мастер 2021 года Дмитрий Кадочников, преподаватель Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, сертифицированный эксперт в компетенции «Хлебопечение» и заведующий мастерской «Хлебопечение», созданной в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Дмитрий Михайлович, как Вы пришли в профессию? 

Мне с самого начала хотелось, чтобы моя профессия была связана с едой. Поэтому, когда настало время определяться, решил идти учиться на повара. Однако, кроме того, меня увлекала технология изготовления хлеба. А потом все чаще стало приходить на ум, что можно не только готовить самому, но и учить этому детей. Так все и сложилось.

Что для Вас важно в вашем труде? 

Самое важное для меня – доставлять людям удовольствие своей работой. Хочу, к примеру, чтобы они были счастливы, когда едят вкусные булочки. Счастье же оно простое!

Сколько у Вас сейчас учеников и каким жизненным принципам, кроме профессиональных навыков, Вы их учите? 

В настоящее время у меня около восьмидесяти студентов в группах с первого по четвертый курс. В основном это девушки: они чаще приходят на эту специальность. Мотивация к обучению у всех разная, поэтому я стараюсь к каждому найти свой индивидуальный подход. Ну а в процессе учебы передаю им личный опыт, рассказываю примеры из жизни, вожу на экскурсии по предприятиям, с которыми мы сотрудничаем. Такое «живое» обучение ребятам нравится гораздо больше: заметно, как воодушевляет их реальное дело. Но, кроме профессиональных навыков, я учу их и многому другому: не сдаваться, идти вперед, не отчаиваться, несмотря на трудности. 

Какими достижениями своих учеников Вы гордитесь? 

В финалах национальных чемпионатов Ворлдскиллс по компетенции «Хлебопечение» мои ребята занимают первые места. Так что горжусь ими так, что не передать словами! Однако победы моих детей и меня здорово мотивируют к тому, чтобы расти и совершенствоваться: современный человек должен развиваться на протяжении всей жизни.

Что дал Вам конкурс? 

Прежде всего, большой преподавательский опыт. Когда готовишься к конкурсу, вспоминаешь старое, узнаешь новое, переосмысливаешь сделанное. А все это здорово структурирует знания. Кроме того, для преподавателя крайне важно испытать себя в незнакомой обстановке. А конкурс для этого – идеальное место. Да и такие вещи, как, скажем, комментарии жюри, что-то увиденное у коллег, а также собственные выводы, сделанные в ходе состязаний, также бывают очень полезными в повседневной работе и способствуют совершенствованию учебного процесса. 

Что пожелаете тем, кому еще только предстоит участвовать в конкурсе в следующие годы?

Любить свое дело – это самое главное!

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мастер года»

В 2021 году Минпросвещения России  впервые провело Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мастер года». Конкурс станет ежегодным и будет являться открытой площадкой для демонстрации наиболее передовых и ярких образовательных практик в сфере СПО, позволит поднять престиж системы среднего профессионального образования и общий уровень педагогической культуры. 

Благодаря конкурсу преподаватели колледжей и техникумов из всех регионов России имеют возможность показать свое профессиональное мастерство и достижения в области профобразования и профобучения, обменяться новыми идеями и получить дополнительный импульс к творчеству и дальнейшему саморазвитию. 

Первым победителем Всероссийского конкурса «Мастер года» стал преподаватель Екатеринбургского экономико-технологического колледжа Дмитрий Кадочников, сертифицированный эксперт по компетенции «Хлебопечение», заведующий мастерской «Хлебопечение», созданной в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». 

Цели конкурса 

Выявление и поощрение талантливых и инициативных мастеров производственного обучения/преподавателей учебных дисциплин, модулей, курсов, практик профессионального цикла. 

Организаторы

Министерство просвещения Российской Федерации, Институт развития профессионального образования при поддержке Общероссийского Профсоюза образования. 

Кто может участвовать

Мастера производственного обучения или преподаватели учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик профессионального цикла.

Кандидаты на участие в конкурсе выдвигаются руководителями образовательных организаций.

Участники конкурса должны иметь общий педагогический стаж не менее трех лет, а также документально подтвержденные достижения:

– паспорт компетенции (Skills Passport);

– опыт подготовки выпускников, успешно сдавших демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс; 

– опыт подготовки конкурсантов региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia);

– опыт подготовки конкурсантов национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia);

– опыт подготовки конкурсантов мировых чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс;

– опыт подготовки конкурсантов европейских чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс;

– опыт подготовки конкурсантов чемпионатов профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс».

Порядок проведения

Конкурс включает три этапа: отборочный, региональный  и заключительный. 

Во время отборочного этапа конкурсная комиссия оценивает пакет документов, подтверждающих достижения кандидата. Наиболее успешные конкурсанты становятся участниками второго этапа, который состоит из испытаний «Я – мастер» (видеозапись публичного выступления, посвященного рассказу о личной практике подготовки обучающихся) и «Открытый мастер-класс» (учебное занятие со специально подобранной группой обучающихся). 

Во время заключительного этапа лучшие преподаватели колледжей и техникумов из всех регионов России проходят конкурсное испытание «Учебное занятие» (учебное занятие или мастер-класс по заранее подготовленному конкурсантами сценарию). Затем десять победителей (лауреатов конкурса) выполняют завершающее творческое задание «Профориентация в цифре» (профориентационное занятие для разных категорий участников, включая школьников и граждан старше 50 лет). Участники заключительного этапа демонстрируют профессиональные компетенции в области проведения и анализа учебного занятия, формирования мотивации выбора профессии у разных категорий участников в нестандартной обстановке. 

Один лауреат, набравший наибольшее количество баллов по итогам испытания «Профориентация в цифре», объявляется абсолютным победителем конкурса. 

Что оценивает жюри 

Задания заключительного этапа конкурса оцениваются жюри по следующим критериям: 

конкурсное задание «Учебное занятие»: методическое мастерство и творчество, использование передовых технологий практической подготовки, владение соответствующими методиками, организация работы учащихся, умение взаимодействовать с ними, использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий, результативность учебного занятия и рефлексивная культура; 

творческое задание «Профориентация в цифре»: актуальность и методическая обоснованность содержания занятия, коммуникативная и речевая культура, личная ориентированность, эффективность организации взаимодействия с участниками, презентабельность и результативность занятия. 

Жюри 

В состав жюри конкурса входят эксперты – представители различных образовательных организаций, общественно-профессионального сообщества, обучающиеся/выпускники. 

Подведение итогов конкурса

По итогам конкурса десяти победителям присваивается звание «Мастер года». Победители и финалисты (остальные участники заключительного этапа) награждаются дипломами и ценными призами.