pic

Наталья ОДИНЦОВА

победитель конкурса «Воспитатель года России – 2015 года», воспитатель детского сада № 88, г. Санкт-Петербург

«Не стоит болезненно реагировать на критику, это шанс посмотреть на себя со стороны и стать лучше»

Наталья Одинцова из Санкт-Петербурга стала обладателем главного приза Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» – «Хрустальной жемчужины» – в 2015 году. Воспитатель петербургского детского сада № 88 рассказала об успехах после конкурса и о том, почему начинающим воспитателям так важно учиться у практиков и не бояться критики.

Наталья, что дало участие в конкурсе «Воспитатель года России» для профессионального развития? 

Жизнь изменилась сразу и кардинально. Стало много общественной нагрузки, которой прежде не было. Первые полгода, конечно, было повышенное внимание со стороны коллег, журналистов. Меня начали приглашать поучаствовать в жюри конкурсов, помочь подготовить конкурсанта, в общественные организации в качестве эксперта или просто участника. Я выступила на конференции в Мюнхене. Была интересная поездка в Ямало-Ненецкий автономный округ, куда меня пригласили в качестве члена жюри, эксперта. Там я еще выступила с лекцией и мастер-классом. 

Конкурс дал уникальную возможность пристально, вдумчиво, критически посмотреть на свою работу, провести глубокий самоанализ, разбор качества того, что делаешь. С выходом на каждый новый этап конкурса повышаешь профессиональную планку, оттачиваешь навыки с ощущением, что должен максимально хорошо себя показать, не ударить в грязь лицом. И, конечно, потрясающим бонусом стала встреча в этом году с победителями конкурса прошлых лет. Было очень ценно пообщаться с людьми, которые пережили то же самое и продолжают расти в профессии. 

Какими достижениями за последние годы вы больше всего гордитесь?

Одно из самых больших достижений – то, что приглашают консультировать. Например, участники конкурсов разных уровней приглашают в качестве эксперта. Для меня это очень важный критерий того, что я могу быть полезной, что-то посоветовать. Я собой горжусь в моменты, когда удается что-то принципиально изменить, и вижу по реакции человека, с которым работаю, что он ценит мои советы. Неожиданным и незабываемым было приглашение провести мастер-класс в Кембридже, связанный с обучением русскому языку в Англии. Это была моя первая поездка в страну: я показывала свою технологию, рассказывала о детской познавательно-исследовательской деятельности, о том, что это хороший способ на время оторвать детей от экранов гаджетов, вернуть их в действительность. Я провела открытый урок, квест-игру познавательно-исследовательского характера. Очень интересно пообщалась с детьми и родителями. Все прошло на ура. 

Есть еще небольшие профессиональные достижения в работе с воспитанниками, когда получается решать проблемы, и это очень ценно. Например, когда застенчивый, замкнутый ребенок со временем становится открытым, общительным, разговорчивым или подопечный, который даже ручку не может взять без страха, что у него что-то не получится, обретает уверенность в себе. 

Что вас вдохновляет в профессии?

Мотивирует успех, профессиональные находки в работе с детьми, искренняя благодарность родителей, коллег. Когда люди встречают спустя много лет и говорят спасибо или коллеги подходят после выступления и говорят хорошие слова. Понимаешь, что все делаешь правильно. 

Какой совет вы бы дали тем, кто только собирается стать педагогом дошкольного образования?

Я готова любому посоветовать то, что сама делала на первых порах: нужно найти в своем окружении такого человека, профессионализму которого ты доверяешь, вцепиться в него мертвой хваткой и ходить за ним по пятам, смотреть, что и как он делает. Есть вещи, которые можно взять только у практика, – например, как завладеть вниманием большого количества воспитанников или просто собрать 28 детей на прогулку, чтобы и вам, и им было комфортно. Теория никогда не даст привычных, естественных действий и слов, которые упрощают организацию процесса. А когда все правильно организовано, воспитателю проще реализовывать свои творческие находки. Не жалейте времени на то, чтобы быть рядом с умелыми практиками, когда они работают, спрашивать у них совета. Нельзя бояться критики. Я почему-то часто сталкиваюсь с тем, что педагоги очень болезненно на нее реагируют. Не с каждой критикой нужно соглашаться, но очень важно ее учитывать, смотреть на себя стороны. Это возможность вырасти.  

И, конечно, я считаю, что педагог должен быть грамотным. Это касается не только грамотной речи, общения с детьми, родителями, коллегами, но и использования информации, повышения педагогической компетентности. Сейчас нет какого-то одного источника, к которому можно обратиться, приходится искать, критически подходить к тому, что размещено в интернете. Нужно смотреть, насколько то, что ты читаешь, соответствует здравому смыслу, выходить на оригинальные источники, статьи. 

Современный педагог дошкольного образования. Что должно быть в его арсенале?

Есть такая хорошая цитата: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Мне кажется, она хорошо сложится на то, что сейчас происходит в педагогике. Все сейчас быстро меняется. Педагог должен обладать мобильностью, гибкостью, способностью подстраиваться под ситуацию и видеть ее с разных точек зрения. Например, проявлять гибкость во взаимоотношениях с родителями. Важно уметь оценивать рациональность задач, которые перед нами ставят с разных сторон, понимать степень своей ответственности и свои возможности: что действительно можно сделать, а где стоит немного отойти в сторону, просто пережить какой-то момент. И, конечно, необходимо обладать критическим мышлением, быть критичным по отношению к себе, к авторитетам и к критике в свой адрес. 
 

Перейти в раздел «Методический опыт»