pic

Ольга САМАРИНА

Учитель-логопед школы № 522 (г. Санкт-Петербург), абсолютный победитель IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2021»

Учиться в школе – для ребенка очень большой труд. Однако для детей с ограниченными возможностями здоровья – это огромный труд вдвойне и втройне. О работе педагогов-дефектологов, призванных облегчить им решение этой сложнейшей задачи, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала Ольга Самарина,  учитель-логопед школы № 522 (г. Санкт-Петербург), абсолютный победитель IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2021»

Ольга Мстиславовна, Вы одержали достойнейшую победу в конкурсе учителей-дефектологов страны. Поздравляем Вас! А почему Вы выбрали именно эту профессию?

При выборе вуза отталкивалась от своих интересов на тот момент: русский язык, психология, творчество. Ну а профессия учителя-логопеда имеет прямую связь и с языковыми явлениями, и с основами психологии, и с творческой деятельностью.

В какой школе Вы работаете – специальной или общеобразовательной с инклюзией?

Я работаю в школе, которая реализует адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности для детей с задержкой психического развития.

Каковы особенности Вашей работы?

Специфика работы любого специалиста-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда) зависит от особенностей той категории детей, с которой он работает. Мои ученики – это дети с задержкой психического развития (ЗПР). У них есть ряд особенностей: недостаточность общего запаса знаний, незрелость мышления, преобладание игровых интересов, низкий уровень работоспособности, утомляемость при интеллектуальной нагрузке, незрелость эмоционально-волевой сферы.Поэтому эти ребята нуждаются в специальных условиях обучения.

Трудно ли работать с учащимися с ОВЗ?

Ни одну профессию нельзя назвать лёгкой, если ты ответственно относишься к тому, что делаешь. Нет трудных детей — есть дети, которые испытывают трудности, и моя задача им помочь.

В чем Вы видите свою миссию – например, сделать возможным, чтобы ребенок, с которым Вы занимались, мог продолжить обучение в общеобразовательной школе?

Моя миссия – помочь ребенку преодолеть те речевые проблемы, с которыми он столкнулся, сделать его жизнь в обществе полной и комфортной.

Занимаетесь ли Вы социальной адаптацией детей с ОВЗ или только образовательной?

Мои учащиеся испытывают трудности в общении со сверстниками, имеют определенные особенности поведения и мышления. Поэтому социальная адаптация и абилитация – моя первоочередная задача. Учебные навыки, конечно, очень важны. Но главное, чтобы ребята нашли свое место в жизни: получили профессию, создали семью, просто стали счастливыми.

Почему Вы решили принять участие в конкурсе «Учитель-дефектолог России» и что Вам дала победа в нем?

Моим мотиватором к участию в конкурсах педагогического мастерства стала директор школы, в которой я работаю, Юлия Геннадьевна Елизарова. Без ее веры в мои силы и огромной человеческой и профессиональной поддержки никакой победы не случилось бы. Конечно, для меня это была, прежде всего, победа над собой: своими страхами и сомнениями. Конкурс такого масштаба дал мне личное знакомство и возможности сотрудничества с ведущими специалистами в области дефектологии и, главное, перспективы личного профессионального роста.

В чем Вы видите значение этого конкурса?

Подобные конкурсы – это значимое событие для профессиональных сообществ и не только. Они позволяют специалистам обмениваться опытом, самосовершенствоваться, знакомиться с инновациями в своей сфере. Освещение же таких профессиональных конкурсов в различных средствах массовой информации способствует повышению престижа профессии учителя вообще и дефектолога в частности, а также позволяет обратить внимание общественности на проблемы детей с ОВЗ.

Я считаю, что, если вам выпал шанс попробовать свои силы в конкурсе любого уровня (район, город, страна), не стоит его упускать. И в случае победы, и в случае поражения, вы не потеряете, а приобретете!

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» уникален тем, что дает возможность учителям-дефектологам и учителям-логопедам пообщаться с лучшими представителями дефектологической науки, обменяться мнениями и педагогическими идеями, повысить профессиональный уровень, наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Несмотря на то что конкурсу всего четыре года, он уже завоевал популярность в педагогическом сообществе:  ежегодно большая часть субъектов Российской Федерации направляет своего представителя на федеральный этап. 

Конкурс мотивирует участников к поиску новых методов, приемов и технологий, способствует повышению престижа профессии учителя-дефектолога и учителя-логопеда, позволяет создать условия для совершенствования профессионального мастерства специалистов в области дефектологии, эффективной реализации программ образования, социализации, реабилитации и сопровождения учащихся с ОВЗ и инвалидностью. 

Цель конкурса 

Карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, учителей-логопедов, поддержка инновационных разработок и технологий организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ и инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе. 

Учредитель

Министерство просвещения Российской Федерации.

Кто может участвовать

На победу в конкурсе претендуют учителя-дефектологи и учителя-логопеды дошкольных образовательных организаций, школ, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи, медицинских организаций, детских домов-интернатов системы социальной защиты населения, которые работают с учащимися с ОВЗ и инвалидностью. 

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе (региональном) выдвигается лучший учитель-дефектолог (по одному от каждого субъекта Российской Федерации) для участия в федеральном этапе конкурса. Второй (федеральный) этап делится на две части – заочную, на которой оцениваются представленные участниками конкурсные материалы, и финальную часть, или финал конкурса, на которой определяется победитель. Федеральный этап конкурса проходит в сентябре-октябре. 

В заочной части федерального этапа жюри рассматривает и оценивает заявки и материалы, включающие профессиональное портфолио участника и видеоролик группового/подгруппового занятия/фрагмента урока, после чего определяет 20 лауреатов, которые попадают в финал. 

Финалисты проходят конкурсные испытания «Мастер-класс», «Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образовании», «Открытое групповое занятие/урок с обучающимися с ОВЗ». В ходе этих испытаний они демонстрируют образовательные коррекционно-развивающие технологии (методы, эффективные приемы), решают модельные профессиональные задачи (кейсы), связанные с типовыми, нестандартными и проблемными ситуациями, возникающими в процессе обучения лиц с ОВЗ, проводят открытое групповое учебное (коррекционное) занятие/урок по предмету, самоанализ, отвечают на вопросы жюри. Обычно финал конкурса проходит очно, но в связи с эпидемиологической обстановкой последние два года испытания проводятся в режиме онлайн. 

Победителями конкурса объявляются три лауреата, набравшие наибольшее количество баллов по итогам федерального этапа. Один из них становится абсолютным победителем. 

Что оценивает жюри

В заочной части федерального этапа жюри оценивает профессиональное портфолио участников и видеоролик, раскрывающие их главные достижения, профессиональное кредо, профессиональные и личностные ценности. 

В финале жюри определяет, насколько успешно участники справились с предусмотренными конкурсом испытаниями.

Награды

Семнадцать участников награждаются дипломами лауреатов конкурса. Победителям конкурса, которые заняли второе и третье места, вручаются дипломы победителей и ценные призы. Абсолютный победитель награждается дипломом, ценным призом и памятной статуэткой на сцене Государственного Кремлевского дворца в рамках церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России».