pic

Казачье образование – не только учеба, но и воспитание. О том, как реализуется этот проект в российских школах, колледжах и вузах, электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал атаман Всероссийского казачьего общества, казачий генерал Николай Долуда.

Николай ДОЛУДА

атаман Всероссийского казачьего общества, казачий генерал

Николай Александрович, как реализуется воспитательная работа в казачьих учебных заведениях? На чем вы делаете акцент?

Помимо общеобразовательных дисциплин в системе казачьего образования наша молодежь изучает историю, культуру, обычаи и традиции казачьего народа, основы православной культуры, основы военных наук. Именно этим казачий класс и отличается от любого другого. Система патриотического воспитания казачьей молодежи – это многогранный комплекс мероприятий. Базисными являются военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Воспитать достойных казаков и казачек, которые обеспечат достойное будущее России, можно только формируя гражданское самосознание в аспекте высоких духовно-нравственных ориентиров. Недостаточно уметь разбирать и собирать автомат, надо еще и знать, во имя каких идеалов это делается. А идеалы определяются знанием своих корней, отечественной истории, основ православной веры. Точно так же знания казачьих обычаев и традиций, умение петь казачьи песни и отвечать на вопросы исторических викторин будут несовершенны без умения постоять за себя и за своего товарища, без умения защитить свою семью и свой дом.

Сегодня воспитание казачьей молодежи должно строиться на основе тех казачьих традиций и принципов, которые актуальны и святы во все времена: уважение к старшим, любовь к труду, любовь к Отечеству, готовность встать на защиту своей Родины, неприятие подлости, трусости и предательства. Именно эти базовые характеристики личности – основа будущей здоровой нации, здорового общества. Эти неписаные правила и заветы не выдуманы, а унаследованы современными казаками от великих и славных предков.

Как формируются программы воспитания?

В программу воспитания входит патриотическая и духовная составляющая. Со стороны органов исполнительной власти казачьи кадетские корпуса находятся в ведении региональных департаментов по делам казачества. Совместно с Министерством просвещения мы разрабатываем учебно-воспитательную программу, которую могут взять в работу все регионы России. Каждое учебное заведение, будь то казачий кадетский корпус или школа, вносит коррективы и свои инициативы в воспитательную программу. В свою очередь, со стороны штаба Всероссийского казачьего общества обозначены векторы формирования воспитательной программы для казачьих классов, школ и кадетских корпусов в виде методических рекомендаций. Твердую гражданскую позицию молодые казаки проявляют в том числе и в отношении общественно полезной работы. За их плечами немало добрых дел: шефство над детскими домами и домами престарелых, оказание помощи инвалидам и ветеранам войны, уборка памятников исторического и культурного наследия. Казачья молодежь активно принимает участие в жизни своего района – всегда в первых рядах на муниципальных праздниках и мероприятиях, проводимых казачьими обществами. Все это формирует мощный патриотический стержень в воспитании подрастающего поколения.

Какую роль в учебном процессе играют дополнительное образование и внеурочная деятельность?

Благодаря системе дополнительного образования в казачьих классах, работе казачьих творческих коллективов и казачьих военно-патриотических и спортивных клубов есть возможность уберечь детей от негативных и разрушительных факторов. И конечно, внеурочная деятельность и дополнительное образование ценны тем, что приближают молодежь к обычаям, традициям и историческим нормам жизни казачества.

В чем заключается работа казаков-наставников? Чем они отличаются от рядовых педагогов?

Сегодня на территории России действует 28 казачьих кадетских корпусов. В 2020/21 учебном году в школах страны уже работают 5634 казачьих класса и группы казачьей направленности, из которых 4552 класса открыты на Кубани. Но самое главное – это то, что в казачьем образовании задействованы не только школы, но и казачьи общества. Важно, чтобы за каждым казачьим классом были закреплены наставники из числа казаков. Они становятся связующим звеном между школой и казачьим обществом, вторыми классными руководителями и принимают непосредственное участие в воспитательном процессе, который ведется в казачьем классе. Казак-наставник рассказывает детям о казачьих традициях и обычаях, о современной жизни российского казачества. Кроме того, именно казак-наставник олицетворяет собой мужское начало, мужской подход к воспитанию – все то, чего, к сожалению, так недостает современной школе. Наставники не читают лекции, они общаются с детьми в формате открытого диалога. Они всегда приходят к детям в казачьей форме одежды, что тоже немаловажно. У наставника дети всегда могут спросить совета, поделиться чем-то сокровенным, поговорить на волнующие темы, высказать то, о чем неудобно говорить непосредственно со своими педагогами.

Каким вы видите будущее учеников и выпускников казачьих учебных заведений?

Современному казачеству важна преемственность казачьего образования. Многие выпускники казачьих кадетских корпусов поступают в военные вузы и выбирают профессию военного. Но для развития казачества куда более важно, чтобы выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих классов после окончания корпуса или школы оставались в своем регионе и войсковом казачьем обществе, чтобы они обязательно поступали в вузы или колледжи и техникумы. Именно с этой целью создана Ассоциация казачьих вузов (Ассоциация образовательных организаций высшего образования, реализующих свои программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества). Там ребята продолжают изучать предметы казачьей составляющей, а позже они вернутся в свои казачьи общества, заведут семьи и будут воспитывать своих детей в лучших казачьих традициях. Благодаря системе непрерывного казачьего образования, начиная с казачьего детского сада, школы, кадетского корпуса и заканчивая техникумами и вузами, не будет разрыва между прошлым, настоящим и будущим. Только так возможно восстановить утраченный институт казачьей семьи.

Выпускники казачьих кадетских корпусов и классов в первую очередь должны стать казаками во всех смыслах этого слова. Именно эти молодые люди – будущее российского казачества. Именно они должны быть настоящими носителями и хранителями казачьих традиций, истории, культуры, быта и уклада жизни. Кроме этого, выпускники казачьих учебных заведений должны стать настоящими защитниками Отечества, патриотами своей страны, образцом и примером для других мальчишек и девчонок! Стоит отметить, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы впервые ставится задача готовить кадры для казачьих обществ. Среди выпускников казачьих школ и кадетских корпусов – будущие атаманы первичных, районных, отдельских, окружных и войсковых казачьих обществ.

В будущем эти ребята будут способны сделать казачество неотъемлемой частью развития современного российского общества.

В наше время основной стереотип о казачестве связан с восприятием казачества как отжившего явления исторической жизни России. Как современная казачья молодежь – школьники, студенты – уживается с этим шаблоном?

Не видеть в казачестве огромный потенциал и ресурс для жизни современной России – это самое большое заблуждение. Не может быть отжившим то, что живо и по сей день во всех субъектах Российской Федерации. Нужно поближе пообщаться с молодыми казаками, чтобы понять одну важную деталь – это очень современные люди, которые отличаются от сверстников характером и мышлением. Этот факт демонстрируют молодежные казачьи форумы, на площадках которых лидеры молодежного казачьего движения обмениваются опытом самоуправления, реализации социально значимых проектов, инновационными образовательными методиками. Казаки – очень динамичные, целеустремленные и энергичные люди, которые с особой ответственностью относятся к своему Отечеству – к судьбе малой и большой Родины. В вузах, вошедших в Ассоциацию, будут обучаться молодые казаки по целевым программам. Казачьи общества берут на себя заботу об организации базисных практик, мест работы, возможностях адаптации к современным профессиональным и социальным условиям, а также занимаются подготовкой допризывной казачьей молодежи в рамках военно-патриотических клубов, полевых сборов, прохождения срочной службы в казачьих частях и подразделениях Российской армии. Современные казаки хотят быть нужными и полезными нашей стране. Они так же, как и их предки, хотят служить Родине. Слова «патриотизм», «Отечество» в казачьей среде передаются из поколения в поколение. Сегодня Всероссийское казачье общество уделяет большое внимание казачьему образованию. Именно образованное казачество способно активно интегрироваться во все сферы жизни общества и стать надежной опорой государству.