pic

В наши дни в работе с одаренными детьми открылась масса новых возможностей. Однако в центре этой работы по-прежнему остается педагог, а общения с ним не заменит школьнику ни один, пусть даже самый крутой гаджет. О том, как педагоги системы дополнительного образования виртуозно развивают детские таланты и совершенствуют свое профессиональное мастерство, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал Денис Рочев, директор регионального центра по работе с одаренными детьми «Интеллект» Ленинградской области, Лучший учитель немецкого языка России 2012 года и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2014 года.

Денис РОЧЕВ

Директор регионального центра по работе с одаренными детьми «Интеллект» (Ленинградская область), Лучший учитель немецкого языка России 2012 года и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2014 года

Денис Игоревич, ваш центр охватывает сразу два важнейших направления образовательной деятельности. С одной стороны, это работа с талантливыми детьми, с другой – развитие системы дополнительного образования, ибо Центр стал координатором по развитию научно-технического творчества учащихся в Ленинградской области. Хочется поговорить и про то и про другое. Но давайте начнем с талантов: какие учителя, по-вашему, должны работать с талантливыми детьми?

Я бы начал с размышлений о том, что такое талантливый или одаренный ребенок или учитель. Для меня это высокомотивированный человек, которому интересно то, чем он занимается. И здесь важнее не конкретные достижения, будь то победа в олимпиаде или в учительском конкурсе, потому что мы знаем, что среди неконкурсных учителей очень много талантливых. Главное, что человек увлечен своей профессией, своим делом. Поэтому для меня тут знак равенства: одаренный ребенок, одаренный учитель.

Классная формулировка! Но всегда ли так получается в реальной жизни?

Конечно, бывают разные ситуации, разные условия для ребят. Но это огромное счастье, если такой ребенок попадает к такому же учителю, увлеченному своим предметом, и они находят общий язык. От этого непременно рождаются достижения и успехи, а возможно, даже выбор будущей профессии. Недаром же так часто можно услышать: я стал учителем, потому что у меня был прекрасный педагог, образец, который меня вдохновил.

Но является ли учитель авторитетом для нынешних юных талантов? Уж больно много у них других источников информации! 

Учитель все равно остается абсолютным авторитетом для такого ребенка. Общаясь с ребятами и получая от них представление об обучении в «Интеллекте», я часто с радостью слышу их рассказы о потрясающих беседах с учителями, об интересных разговорах, может быть, даже спорах. И эта вербальная составляющая развития человека, ученика крайне важна – я думаю, что многие ребята очень скучают по такому общению. Школьники видят в учителе не источник информации: массу таких источников с помощью гаджетов, действительно, сейчас легче легкого найти в интернете. Им, прежде всего, нужно общение между учителем и учеником, если хотите, наставничество, которое, хотя сейчас это и стало модным словом, существовало еще в советской школе, а сегодня возрождается и обретает новые формы. Но суть этого явления все та же – общение, интерес друг к другу.

А нынешние талантливые дети такие же, как, скажем, десять лет назад, или они в чем-то изменились?

Мне кажется, они стали более свободными, и прежде всего в выборе различных форм развития. Ребята хорошо знают о своих возможностях: например, о шансе попасть в «Сириус» или «Интеллект», победить на той или иной олимпиаде и т. п., а в итоге поступить в выбранный вуз. Раньше, я думаю, такого широкого спектра возможностей не было. К примеру, все, что в свое время мне было интересно по географии или по немецкому языку, я мог найти только в книгах или узнать у учителей. А сейчас появилась масса разных направлений, доступ к которым для школьников широко открывает современное допобразование.

Успевает ли сегодняшний учитель за своим учеником или проигрывает ему, и прежде всего во владении технологиями и скорости поиска информации?

Думаю, что на самом деле современный мотивированный или, как мы говорили, одаренный учитель не отстает, а идет на шаг впереди ученика. Он знает инструменты, с помощью которых можно удивить, заинтересовать ребенка, найти какие-то интересные страницы, сайты, приемы, которые позволят ему построить занятия таким образом, чтобы ученик смотрел на него широко открытыми глазами. В этом сила педагога!

Подозреваю, что это дается учителю огромным трудом, особенно, учителю возрастному, сформировавшемуся в другую технологическую эпоху! Страшно уважаю таких людей за неимоверный труд, который они вкладывают в свое дело.

Безусловно, работа учителя связана с большой затратой времени и сил. Но возрастному учителю здесь приходят на помощь другие навыки и компетенции. Например, способность увлечь словом, быть доброжелательным. Дети к этому очень тянутся.

Есть ли какие-то особые сложности в работе педагога с одаренными детьми?

Прежде всего, я бы назвал координацию или логистику времени, которую учитель может использовать для работы со своим учеником. Поясню, что имеется в виду. Как правило, одаренные дети одарены не в одном, а в двух, в трех предметах. И здесь очень важно, чтобы у ребенка было время на детство: поиграть, позаниматься любимым делом; чтобы учитель не пытался сделать так, чтобы ребенок посвящал все время лишь его предмету. У меня дочка в 6-м классе, и я вижу, что ей многое интересно: позаниматься и в хоре, и музыкой, и рисованием,  и иностранными языками. В системе допобразования сейчас так много разных предложений! Но если дочка всем этим займется, когда же ей делать уроки? Она и без того занимается дома до 10 часов вечера! Так что думаю, в этом плане у нас образовался сильный перекос.

Мы уже начали говорить про допобразование, и в этой связи вопрос: отличаются ли чем-то преподаватели системы дополнительного образования от школьных учителей?

И да и нет. Не отличаются тем, что и те и другие – фанаты своего предмета, увлечены им, могут сидеть и копаться в каких-нибудь проволочках и гайках целыми днями, забывая про обед и ужин. Это, конечно, их объединяет. А отличает большая степень свободы и меньшее количество бумаг, с которыми приходится иметь дело преподавателям системы дополнительного образования. Как мне видится, в допобразовании меньше бумажной работы, связанной с отчетами и другими бумажными делами, а потому у педагогов системы ДПО больше времени для творчества. 

Но у людей, которые работают в системе допобразования, и у самой системы, наверное, тоже есть свои проблемы? Какие?

Может быть, выделение средств на обеспечение их ежедневной работы, включая расходный материал, необходимый для занятий. К примеру, в Ленинградской области в оснащение центров детского творчества в настоящее время вкладываются очень крупные суммы: в этой связи скажу без хвастовства, что и мы получили очень большую федеральную субсидию и уже закупаем оборудование. Однако тут важно не единожды вложиться и все закупить, а иметь возможность постоянно работать на закупленном оборудовании. А на это нужны средства.

Как Вы считаете: отличаются ли современные центры детского творчества от прежних кружков? И если да, то чем?

Конечно же, отличаются, и прежде всего оснащением. Сейчас появляются новые направления, которые еще десять лет назад не существовали вовсе, например «умный дом» или та же робототехника. Выбор широчайший. Кроме того, открылся выход на различные соревнования, что дало ответ на вопрос, зачем мы все это делаем, кроме получения удовольствия. Теперь мы можем показать всему миру свои достижения. А участие в различных чемпионатах, например WorldSkills и «ЮниорПроф», – это сильнейший мотивационный толчок для развития творчества!

Текст: Марина Лемуткина