pic

Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ, заместитель руководителя отдела образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области.

Современный кампус Бобровского образовательного центра «Лидер» имени А.В. Гордеева знают все жители города Боброва Воронежской области. Его построили в 2019 году на средства нацпроекта «Образование». В центре «Лидер» одновременно реализуются образовательные программы дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Но самое главное – каждый школьник здесь развивается по индивидуальной траектории обучения. И сам может выбрать темп и сложность освоения образовательной программы. Как это удается, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала первый директор центра, а сегодня заместитель руководителя отдела образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области Наталья Гайворонская.

Наталья Ивановна, Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева открылся всего год назад. А родители, даже те, кто не живет в городе Боброве, где находится центр, хотят отдать сюда своих детей учиться. Как этого удалось достичь?

Центр наш действительно молодой. Он объединяет детский сад, школу и колледж. За год мы фактически с нуля запустили полный образовательный цикл. И самое главное – получилось сформировать ни на что не похожую концепцию, где удачно соединены наука, творчество, развитие индивидуальности каждого ребенка и его социализация. 

Что имеется в виду под развитием индивидуальности каждого ребенка? 

Каждый наш ученик может подобрать темп и сложность освоения программы, а также расширить свои запросы за счет гибкого дополнительного образования. Именно с этой целью созданы разнообразные площадки: высокотехнологичные лаборатории по химии, физике, биологии, в том числе по направлениям биотехнологий и генной инженерии, робототехники и 3D-моделирования, центр журналистики, телецентр, арт-студия, студия мультипликации и другие. Благодаря уникальным инфраструктурным решениям открылось поле для экспериментов. Мы преодолели традиционную парадигму классно-урочной системы. У детей и педагогов появилось больше свободы. Согласитесь, что это необходимое условие для подготовки к жизни детей в быстро меняющемся мире, который базируется на развитии человеческого потенциала. 

Более того, стратегическая линия развития нашего центра заключается в высокой степени вариативности образовательных программ. Мы совмещаем научный, художественный, гуманитарный и спортивный профили. У нас есть специализированные хоккейные классы, где ребята занимаются по особому режиму: утренняя тренировка, затем школьный автобус их привозит в школу, уроки, внеурочная деятельность, переезд в Ледовый дворец имени Вячеслава Фетисова и вторая тренировка. Причем все это (проживание, питание, форма, аренда льда) за счет средств муниципалитета и бесплатно для родителей. В настоящее время у нас проживает 32 юных хоккеиста из Белгорода, Ставрополя, Ярославля, Московской области, Краснодарского края, Курска. 

Совместно с областным центром для одаренных детей «Орион» и Воронежским государственным техническим университетом разработали образовательную программу с углубленным изучением физики, математики, информатики, которая включает проведение предметных интенсивов и интенсивов, направленных на развитие soft skills. Для работы в рамках данной программы задействованы преподаватели и аспиранты вуза и центра «Орион».

Такая свобода выбора образовательного пути есть уже в начальной школе?

Да. И в этом и весь смысл. Как показывает практика, для современных детей самое сложное – научиться делать выбор. Поэтому педагогам важно сформировать у школьников мотивационную составляющую, научить их принимать решения, брать ответственность на себя и отвечать за свои действия. У нас даже в начальной школе было так называемое нелинейное расписание. То есть, например, в параллели третьих классов день начинался с двух уроков, а после – внеурочная деятельность. Мы им предлагали на выбор четыре локации, или четыре вида деятельности, в зависимости от того, что они хотят: робототехника, художественное направление, мультипликация или что-то другое. Таким образом, они у нас меняли поле деятельности и оказывались в новом коллективе. Даже переход на дистанционное обучение не повлиял на нашу схему. Мы школьникам предлагали в определенное время, с 10:00 до 12:00, сразу три ссылки в зуме, и они выбирали, чем будут заниматься. 

Действительно необычно…

Конечно, это больше экспериментальная площадка. Многие отнесутся, наверное, скептически к этой модели, но я убеждена, что наша концепция идеально подходит под потребности современного общества. В динамичном цифровом мире, где активно развивается искусственный интеллект, образование должно быть выстроено по-новому. Нужно готовить детей, которые смогли бы легко ориентироваться в информационном пространстве, могли быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Мне кажется, наша модель этому помогает. К слову, наш опыт уже заинтересовал и другие образовательные учреждения. 

Как формировался педагогический коллектив? И как учителя перестроились под новый формат работы? 

Педагогов искали целенаправленно со всей России, проводили огромное количество собеседований. Важно было найти единомышленников, которые поддержали бы нашу школьную философию. Коллектив сформировался очень разносторонний, талантливый и довольно молодой. Средний возраст – 35 лет. Это и местные учителя, которые работали в школах района, и те, кто приехал к нам из других субъектов. В регионе выстроена грамотная социальная политика по привлечению специалистов. У нас есть «учительский дом», как мы его называем. Это новостройка, в которой дают жилье педагогам, которые переехали в Воронежскую область. Сначала квартира предоставляется по договору соцнайма, а затем она переходит в собственность, если педагог проявил себя и готов остаться. В прошлом году педагоги центра получили семь квартир, в нынешнем году – три.

Также мы являемся партнерами программы «Учитель для России». В рамках этой программы в образовательном центре работает пять педагогов, причем один преподаватель – учитель иностранного языка – гражданка Туниса, она является носителем языка. В Воронежской области также создана программа грантовой поддержки учителей, которые едут работать в малые города и села. В этом году по результатам конкурсного отбора два педагога приехали работать к нам. Это учитель русского языка и литературы и учитель химии. Ребята с красным дипломом закончили профильные вузы и успешно прошли испытания на получение гранта в размере 1 миллиона рублей, который выплачивается за два года.

Какие планы на новый учебный год? 

Это лучше спросить у нового директора центра –  Анны Владиславовны Меркушевой. Я руководила центром как раз в его стартовый год, а теперь назначена заместителем руководителя отдела образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области. Но могу сказать с уверенностью: отрадно то, что педагогическое и родительское сообщество, увидев результаты нашей работы, нам поверили и зауважали. Уже в этом учебном году численность обучающихся увеличилась практически на 200 человек. К нам приехали учиться ребята из Белгорода, Воронежа и других городов области. Это стало возможно еще и благодаря современному кампусу. И я уверена, что процесс всестороннего развития центра будет только набирать обороты.


Анна МЕРКУШЕВА, директор Бобровского образовательного центра «Лидер» имени А.В. Гордеева.

Основная задача, которая перед нами стоит в новом учебном году, – внедрение модели персонифицированного образования ребенка и продолжение работы по формированию личностного потенциала школьников. У нас отлично развит предметно-пространственный компонент образовательной среды, то есть в школе прекрасный интерьер, замечательные рекреации, уникальная инфраструктура. Наша задача – дополнить все это социальными активностями, сетевыми проектами, ресурсным обеспечением и грамотным управленческим сопровождением, чтобы ребенок мог формировать эффективную траекторию своего развития. В первую очередь мы изучаем потребности детей с учетом того, что был довольно длительный перерыв в очном обучении. Далее мы налаживаем контакты с нашими сетевыми и социальными партнерами. Хватит ли сил и ресурсов? Не сомневаюсь, что да! Я люблю высказывание английского драматурга Джона Уэбстера: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». Во-первых, на сегодняшний день в «Лидере» работает настоящая команда профессионалов. Во-вторых, наши сетевые и социальные партнеры обладают большим практическим опытом работы с ребятами в самых разных областях. Убеждена, что, работая сообща, успехов мы добьемся!