pic

Лариса ФАЛЬКОВСКАЯ

директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России

В настоящее время государство уделяет пристальное внимание качеству образования в школах, колледжах, университетах, в том числе для ребят с ОВЗ и инвалидностью. Таким учащимся особенно необходимы своевременная профориентация, возможность получить профессиональное образование. Профессиональная самореализация – один из показателей их успешной социализации. Именно поэтому они начинают осваивать азы профессии еще на уроках по предмету «Технология» в школе.   

В отдельных образовательных организациях (специальных школах) трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в учебном процессе – ребята учатся трудовым навыкам до 12 учебных часов в неделю в течение пяти-девяти лет. При этом учащиеся не могут выбрать профиль трудового обучения, поскольку трудовые мастерские школы уже оснащены, их оперативная перестройка под запрос обучающихся невозможна.

Поэтому крайне важно обеспечить получение обучающимися тех навыков, которые пригодятся им в будущем для получения востребованной на рынке труда профессии, специальности. Между тем мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как неготовность школ реагировать на изменения на современном рынке труда. 

Именно поэтому, планируя мероприятие, направленное на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы специальных образовательных организаций, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», мы решили, что оно должно быть в первую очередь направлено на обновление трудовых мастерских, приобретение современного оборудования. 

В рамках национального проекта «Образование» каждая школа-участник получает серьезное финансирование – около 7,5 миллиона рублей. Эти средства идут на закупку оборудования, открытие новых современных профилей подготовки. При этом для нас особенно важно, чтобы благодаря обновлению инфраструктуры менялось и содержание, и качество образования в целом. 

Работа в новой образовательной среде, с современным оборудованием, по обновленным программам, предъявляет особые требования к руководителям школ и учителям. Одна из задач федерального проекта – повышение профессиональной компетентности педагогов отдельных образовательных организаций. Такое повышение квалификации должно быть адресным, в первую очередь помогать восполнить существующие профессиональные дефициты. 

Также приоритетами для нас являются развитие поддержки учащихся, создание образовательной вертикали – от ранней помощи до профессионального образования и трудоустройства, внедрение современных информационных технологий. Благодаря модернизации инфраструктуры школы смогут стать настоящими ресурсными центрами, оказывающими помощь как детям и их родителям, так и педагогам инклюзивных организаций. 

Мы ожидаем, что реализация проекта приведет к качественным изменениям в системе образования, которые позволят повысить уровень жизни детей с ОВЗ и инвалидностью.