Фундаментом педагогического образования всегда была сеть педагогических вузов. В 2014 году началась серьезная реформа, связанная с изменением этой сети. Тогда педагогические вузы присоединялись к другим университетам, главным образом к классическим. Примерно из 54 педвузов, 21 влился в образовательную среду других высших учебных заведений. Сейчас порядка 40% подготовки педагогов – это как раз не педагогические университеты.
Всего на программах по педагогическому образованию сегодня обучаются 560 тысяч человек. Еще примерно 350 тысяч человек учатся в педвузах, но не на педагогических специальностях. Согласитесь, цифра гигантская. Сейчас парадигма снова сильно изменилась. В феврале этого года 33 педагогических вуза, не вошедшие в состав классических и иных университетов, стали подведомственными Минпросвещения России. Таким образом, началась интенсивная работа по перестройке системы педагогического образования. Уже в октябре этого года Минпросвещения утвердило специальную программу развития университетов, учредителями которых оно является. Она рассчитана до 2024 года. Программа очень своевременная и актуальная, в ней отражены все прогрессивные тренды образования. Например, в планах – развитие академической мобильности студентов и преподавателей, обсуждение и утверждение «ядра» педагогических компетенций, также предполагается развитие совместных международных исследований. Вместе с тем в этой программе прослеживается явный отраслевой формат. Большой акцент сделан на создании в школах психолого-педагогических классов, которые ориентированы на подготовку учителей. Много внимания уделено профессиональной ориентации. Это яркий пример того, как можно готовить специалистов со школьной скамьи.
Что касается нашего университета, педагогическое направление для нас, скорее, способ работы с социокультурной действительностью в целом. То есть наше образование ориентировано в первую очередь на подготовку специалистов, которые умеют работать в системе «человек-человек». Тем самым для нас очень важным стало январское поручение Президента о программах «2+2+2» – это когда после второго курса студенты могут изменить профиль обучения. То есть первые два года мы отрабатываем важные социальные навыки и в дальнейшем предлагаем гибкий учебный план.
Кроме этого, в фокусе нашего внимания – оценка компетенций. В МПГУ есть программа, которая называется «Сертификат "Московский учитель"». Мотивированные студенты, желающие работать в школе, проходят испытания и получают сертификат, который дает небольшую прибавку к заработной плате. Более того, после участия в этой программе молодые люди окончательно определяются со своим будущим. Для многих становится очевидным, что им интересно работать в системе «человек-человек», но неинтересно работать с детьми. И это нормальная практика.