pic

Как подготовить учителя в условиях новой образовательной среды? Современный педагог должен хорошо понимать специфику детства, знать интересы и предпочтения школьников, отлично владеть преподаваемым предметом и при этом ориентироваться в других областях знаний. Очевидно, что на педагогические университеты ложится особая миссия. О том, как сегодня проходит подготовка учителей, рассказали эксперты – участники форума «Новая образовательная среда», который прошел в декабре уходящего года под эгидой Минпросвещения России.
 

Игорь РЕМОРЕНКО

ректор Московского городского педагогического университета

Фундаментом педагогического образования всегда была сеть педагогических вузов. В 2014 году началась серьезная реформа, связанная с изменением этой сети. Тогда педагогические вузы присоединялись к другим университетам, главным образом к классическим. Примерно из 54 педвузов, 21 влился в образовательную среду других высших учебных заведений. Сейчас порядка 40% подготовки педагогов – это как раз не педагогические университеты.

Всего на программах по педагогическому образованию сегодня обучаются 560 тысяч человек. Еще примерно 350 тысяч человек учатся в педвузах, но не на педагогических специальностях. Согласитесь, цифра гигантская. Сейчас парадигма снова сильно изменилась. В феврале этого года 33 педагогических вуза, не вошедшие в состав классических и иных университетов, стали подведомственными Минпросвещения России. Таким образом, началась интенсивная работа по перестройке системы педагогического образования. Уже в октябре этого года Минпросвещения утвердило специальную программу развития университетов, учредителями которых оно является. Она рассчитана до 2024 года. Программа очень своевременная и актуальная, в ней отражены все прогрессивные тренды образования. Например, в планах – развитие академической мобильности студентов и преподавателей, обсуждение и утверждение «ядра» педагогических компетенций, также предполагается развитие совместных международных исследований. Вместе с тем в этой программе прослеживается явный отраслевой формат. Большой акцент сделан на создании в школах психолого-педагогических классов, которые ориентированы на подготовку учителей. Много внимания уделено профессиональной ориентации. Это яркий пример того, как можно готовить специалистов со школьной скамьи.

Что касается нашего университета, педагогическое направление для нас, скорее, способ работы с социокультурной действительностью в целом. То есть наше образование ориентировано в первую очередь на подготовку специалистов, которые умеют работать в системе «человек-человек». Тем самым для нас очень важным стало январское поручение Президента о программах «2+2+2» – это когда после второго курса студенты могут изменить профиль обучения. То есть первые два года мы отрабатываем важные социальные навыки и в дальнейшем предлагаем гибкий учебный план.

Кроме этого, в фокусе нашего внимания – оценка компетенций. В МПГУ есть программа, которая называется «Сертификат "Московский учитель"». Мотивированные студенты, желающие работать в школе, проходят испытания и получают сертификат, который дает небольшую прибавку к заработной плате. Более того, после участия в этой программе молодые люди окончательно определяются со своим будущим. Для многих становится очевидным, что им интересно работать в системе «человек-человек», но неинтересно работать с детьми. И это нормальная практика.


Алевтина ШЕВЕЛЕВА

Министр образования Тульской области

В школы Тульской области приходит много молодых ярких и перспективных учителей. Тем не менее иногда видны некоторые огрехи в их профессиональной ориентации. Бывает, что эти ребята идут в школу не по зову сердца, а просто так. Более того, наша близость к Москве и Московской области дает о себе знать. Мотивированные педагоги могут выбрать между условиями и зарплатой Тульской области и столичного региона. Поэтому мы комплексно работаем над тем, чтобы удержать у себя молодых специалистов. Еще в 2018 году мы внедрили проект «Наставничество: новые грани профессионализма». Он включает несколько направлений: работу со студентами, в том числе во время практики, взаимодействие с молодыми специалистами в начале их трудового пути, сотрудничество со зрелыми педагогами, которые тоже имеют запрос на наставничество и повышение квалификации. В прошлом году мы приняли участие в реализации федерального проекта «Учитель будущего», в рамках которого создали Центр непрерывного повышения профессионального мастерства и три центра по кластерному типу в муниципальных образованиях. Это дало новый импульс для региона. Однако хочу особо отметить работу двух организаций. Одна из них – Ассоциация педагогических работников Тульской области, в которой работают более 500 творчески одержимых, не побоюсь этого слова, педагогов. Они на добровольной основе несут свои знания и передовые методики в массы. И вторая организация – Клуб учителей года, собравший лучших педагогов – победителей и призеров региональных и всероссийских конкурсов. Это уникальные практики и лучшие модели. Они выезжают в школы, показывают свои методики и технологии, учат молодых и стимулируют их к профессиональному росту. Эти организации ежегодно пополняются молодыми кадрами. Также они сами непрерывно учатся. Это те люди,  которые оказали колоссальную помощь во время дистанционного образования. 

Отмечу, что в развитии нуждается каждый педагог, не только молодой. Наш институт повышения квалификации разработал концепцию непрерывного профессионального развития. Кроме повышения квалификации, которая проходит раз в три года, она предполагает накопительную систему достижений. Причем ей могут пользоваться педагоги вне зависимости от должности.  

Для выпускников педагогических специальностей мы разработали гибкую систему трудоустройства. Школа принимает их на работу к пятому курсу и дает год на адаптацию. Тем самым у выпускников появляется возможность понять, их ли эта сфера, и окончательно определиться с решением. Сейчас наблюдается позитивная тенденция: в школу пришли 174 студента. Мы их назвали «педагогическим десантом». И почти все они говорят: «Мы останемся работать в школе!» Это обнадеживает и радует. 


Павел СЕВЕРИНЕЦ

директор школы № 444 г. Москвы

В этом году мы приняли на работу более 20 педагогов. Поскольку наша школа одна из старейших математических школ Москвы, разумеется, определенные требования к учителям у нас есть. Трое молодых учителей – обладатели сертификатов «Московский учитель». Это важно: мы понимаем, что они всерьез ориентированы на профессиональное развитие и их можно брать в свою команду. Честно скажу, что мы отдаем предпочтение выпускникам классических вузов, которые получили отличную базу, а педагогические компетенции совершенствовали на курсах или в магистратуре МПГУ.

Я убежден, что педагогическое образование надо менять. Сейчас много говорят о наставничестве, но я очень осторожно отношусь к этой модели, потому что чувствуется разница в возрасте. Когда молодой и амбициозный учитель попадает под влияние очень заслуженного, уважаемого, авторитетного педагога, это приводит к конфликтам. Потому что опытные коллеги часто пытаются навязать свои модели. А мы все-таки строим школу будущего. Решение мы нашли в организации педагогического клуба. Его задача – выстроить диалог между представителями разных педагогических взглядов. Мы проводим встречи в формате кризов, экскурсий, путешествий, развлекательных мероприятий. Такие форматы показывает свою эффективность. Кроме этого, у нас есть сеть межрегионального взаимодействия. Мы дружим с Грозным, Кемерово, Новосибирском, Улан-Удэ, Калугой. В этих городах есть школы-партнеры, мы приглашаем их представителей к себе или едем туда и делимся опытом. После таких командировок у наших учителей появляются новые идеи, меняются взгляды на привычные подходы. А именно это и нужно, чтобы дальше двигаться вперед.