pic

Раиса Алексеевна КАССИНА

Министр образования и науки Пермского края

Жилье – отличный стимул привлечь талантливых учителей

Невозможно одной единственной программой решить все проблемы образования в сельской школе, поэтому мы постоянно ищем новые механизмы, которые позволят нам создать сильный педагогический состав. В Пермском крае реализуется несколько востребованных среди учителей проектов. Самый последний, который, кстати говоря, стал прообразом «Земского учителя», – это «Жилье для учителя». Полномасштабно его реализацию мы начали три года назад. Раньше он назывался «Сельский учитель» и распространялся только на сельскую местность. Сейчас мы включили в проект и малые города. Суть в том, что учитель, если он переезжает в сельскую местность и работает здесь не менее пяти лет, получает 1 миллион рублей. На эту субсидию он обязательно приобретает жилье. Деньги можно потратить на покупку квартиры, дома или строительство жилья. В программе есть обязательные и дополнительные критерии. К обязательным относится возраст (сейчас мы его увеличиваем, так как чаще к переезду готовы педагоги с большим стажем). Также педагог должен проработать пять лет, и его нагрузка должна быть не менее 18 часов. 

К дополнительным относятся 10 критериев. Например, если учитель переезжает в местность, отдаленную от крупного населенного пункта, если у него есть первая или высшая категория, добавляются баллы. Если он переезжает всей семьей, также начисляются дополнительные баллы.

Все это позволяет привлечь нам талантливых педагогов, тех, которые имеют наработанный стаж. Данной программой мы решаем не только кадровый вопрос, но и вопрос улучшения социокультурной обстановки на территории. Мы и даем субсидии именно на жилье, потому что нам важно, чтобы учитель находился в селе постоянно, чтобы он полюбил его и растил там своих детей.

 

Автомобиль в помощь

Для тех, кто не готов к переезду, есть программа «Мобильный учитель». Она работает в регионе уже семь лет. Мы даем педагогу автомобиль. Его можно использовать и в личных целях. Расстояние до работы не должно превышать 50 километров, чтобы учитель не уставал от дороги. Если, предположим, школа закрылась, предоставляется другое место. В Пермском крае уже более 45 «мобильных» педагогов. 

Сейчас запускается новый проект, который моментально решает проблему качественного преподавания, хороших учителей, а также во многом закрывает вакансии. Его условное название – «Разъездной автомобиль».  Если в «Мобильном учителе» педагог ездит самостоятельно, то рамках новой программы его довозят на автомобиле из основной школы в маленькие, или наоборот. Следовательно, учителя к своей небольшой нагрузке добавляют дополнительную и один-два раза в неделю проводят уроки в другой школе. С 1 сентября нам удалось закрыть 80 вакансий. И это недорого в отличие от того, когда педагог приобретает жилье и перебирается на другое место жительства. 

Следующая программа, за которой, возможно, будущее, –  «Онлайн-школа». Она работает в регионе давно. В настоящий момент запущена в новом формате. Раньше учитель дистанционно проводил уроки. Сейчас появилась собственная платформа, где все автоматизировано. Мы смогли объединить в один класс детей из разных территорий. Таким образом, у нас обучаются 800 детей. Сдают ЕГЭ с хорошими показателями.

 

Катализатор изменений 

Программа «Земский учитель» способна решить проблемы небольших школ, потому что, как правило, в нашем проекте по приобретению жилья учителя переезжают в крупные населенные пункты. В малокомплектные школы, которые, возможно, просуществуют еще пять–семь лет, педагог не поедет. Как раз «Земский учитель» нацелен на решение этой проблемы. Отмечу, что переезжающим учителям, кроме работы и жилья, необходимы и другие вещи: качественная медицина, социокультурные условия, спортивная инфраструктура, хорошее дорожно-транспортное сообщение, обязательно интернет. Очевидно, что школа может стать социокультурным центром в населенном пункте. Но эта задача не только Минпросвещения. В развитии сельской школы должны участвовать и другие ведомства. Только совместными усилиями можно сделать село привлекательным для жизни, а школу – местом притяжения для всех жителей и центром развития села. 
 

Файлы и документы