pic

Вячеслав АСПИДОВ

директор Пермского техникума промышленных и информационных технологий

Общение 24/7

Казалось бы, в режиме дистанционного обучения теряется главное – непосредственный контакт с педагогами и мастерами. На деле мы увидели, что информационные технологии удивительным образом сглаживают эти потери. Молодое поколение с малых лет и очень активно использует социальные сети и мессенджеры – молодые люди друг с другом постоянно в контакте. Чего не скажешь о педагогах. Возможность быть на связи с учеником вне зависимости от расстояний некоторые осознали только сейчас: настроили мессенджеры, «завели» учащихся в группы, создали сообщества методических объединений, группу общего педсовета. Теперь в смартфоне учителя сосредоточена вся основная работа. У всех слышны звуки «падающих» сообщений. На первых порах педагоги были не готовы к информационной перегрузке. Учителя жаловались, что не справляются с потоками сообщений. Сейчас они преодолели этот стресс, и все пришло в норму. 

Дистант – шаг к переменам

Новым опытом стало проведение видеоконференций. Это более сложный вариант работы: у учителя появляется дополнительная нагрузка. Педагог должен держать аудиторию под контролем, бороться за внимание каждого ученика, при этом спокойно реагируя на иногда возникающие технические проблемы. И здесь постепенно меняется практика работы. Если новички в проведении видеоконференций пытаются по старинке читать лекции, то более опытные коллеги осознали, что конференции сильны для организационных мероприятий, кратких эмоциональных встреч. Также они полезны для ответов на вопросы, разбора заданий. В этом смысле все активнее используется подход «перевернутый класс», когда основной материал студенты изучают самостоятельно, а в контакте с педагогом планируют, решают задачи и ведут обсуждения. 

Как ни странно, в режиме видеоконференций оказалось легко и эффективно проводить общие собрания педагогов, педсоветы, встречи команд методических объединений. Эта практика однозначно станет постоянной и удобной.

В связи с переходом на дистанционное обучение началась новая жизнь у учебно-образовательного портала техникума на платформе Moodle. Это бесплатная, всем доступная и очень гибкая система. Она позволяет педагогам выкладывать материалы уроков (документы, видео, аудиозаписи, ссылки), организовывать самостоятельную работу (через чаты и форумы), автоматизировать проверку результатов. Ранее лишь 15–20% педагогов ею пользовались. Теперь у каждого в системе есть все его курсы с материалами для уроков на несколько дней вперед. В электронном расписании отображаются не номера кабинетов, а ссылки на страницы электронной системы и запланированные видеоконференции.



Страница сайта техникума с расписанием занятий.

Несомненно, стал меняться и механизм управления процессом обучения. Теперь завуч и методисты контролируют своевременность размещения материалов. Урок считается проведенным, если все выложено вовремя, запланированные видеоконференции состоялись, а электронная система показывает, что материалами воспользовались учащиеся. Куратор группы может анализировать посещаемость урока, исполнительность учеников и оперативно связываться с обучающимися, которые не включились в учебный процесс, чтобы помочь в случае необходимости.




Кто хочет – ищет возможности

В складывающейся ситуации с дистанционным обучением оптимистов среди педагогов больше, чем пессимистов. Молодые преподаватели считают, что дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное. По их мнению, осваивать онлайн-инструменты, искать новые формы диалога, управления классом довольно интересно. Много сервисов коллеги открыли для себя впервые. Вероятно, этот процесс осторожного экспериментирования для них надолго станет неотъемлемой частью педагогической работы.

Педагоги со стажем напротив настороженно отнеслись к изменениям. Для них было организовано обучение внутри техникума с помощью короткого курса курсом в 36 часов, при этом в качестве преподавателей выступали штатные педагоги-информатики. Всего было обучено 80 человек. Сильная сторона опытных преподавателей – в их способности работать методично и упорно, преодолевая информационный барьер. Большинство из них приняло положительный настрой и поверило в результативность новых форм.

Коллеги сошлись во мнении, что складывающаяся ситуация – вызов для каждого. Она поможет разглядеть возможности для достижения новых целей, которые нужны для педагогического творчества и, несомненно, личного развития.

Качественное цифровое обучение каждому

В техникуме лишь 18 из 1832  студентов не имели возможности обучаться дистанционно, поскольку в местах их самоизоляции отсутствует стабильный интернет. С ними проведена индивидуальная работа, и задания им выданы в печатном виде на весь период по 30 апреля включительно.

В техникуме также обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья. В силу своих особенностей они не могут освоить работу с инструментами Moodle, мессенджерами. Для данной категории решено организовать обучение с помощью социальной сети 

«ВКонтакте». Для каждой учебной группы созданы сообщества. В состав входят 262 обучающихся, куратор, педагоги и родители. В этой группе публикуются задания и результаты их выполнения.

Как решаются проблемы

Изменение графика учебного процесса, перенос практического обучения и растущая нагрузка на педагогов внесли коррективы в работу. Для выпускных курсов, чтобы полноценно освоить программу, в техникуме планируется совместить преддипломную практику с выполнением выпускной квалификационной работы, что позволит закончить учебный год в установленные сроки. У части групп планируется перенести производственную практику на следующий учебный год, а сейчас заменить ее в равном объеме теоретическими занятиями следующего курса обучения.

Вторая важная проблема – организация воспитательной и профилактической работы с обучающимися группы риска. Обычно такие дети из малообеспеченных семей и обделены вниманием родителей. В текущей ситуации приходит на помощь постоянная связь куратора группы, социального педагога и педагога-психолога с обучающимися. Но мы считаем, что полноценно дистанционное общение с детьми группы риска пока не заменяет живую работу. Идут накопление опыта, апробация разных форм работы в новых условиях.

Что будет с практикой и экзаменами

Учебную практику  на данный момент проходят 14 групп. Она организована в дистанционном формате. Для направлений, связанных с информационными технологиями, графическим дизайном, организация полноценной практики в режиме онлайн вполне по силам, так как основным инструментом будущего специалиста является компьютер. По другим направлениям (машиностроение, электроснабжение) студенты должны разрабатывать технологические процессы, карты обработки деталей, работать со сложными чертежами. В новых условиях решено использовать учебные компьютеры в удаленном режиме. Студенты подключаются к компьютерам в пустых классах и используют специализированные программы CAD, CAM, симуляторы станков, систем электроснабжения, отрабатывая дома навыки проектирования, расчетов, написания программ для станков, управления режимами обработки деталей.


Симуляция процесса обработки деталей в пакете Siemens NX.

Для подготовки к экзаменам и зачетам на ресурсах для студентов размещаются вопросы для подготовки и проводятся онлайн-консультации с использованием системы видеоконференций Zoom. В этом году мы планируем проводить необходимые экзамены также в режиме онлайн. Это будет новая практика работы. 

Самоизоляция – время для дисциплины и креатива
 
Сначала студенты отнеслись к возникшей ситуации как к каникулам. Полноценный отдых, сон – все это сформировало положительные эмоции. Когда нет прямого контакта с педагогом, дети чувствуют свободу, но и вместе с тем растерянность. По мере запуска систем электронного мониторинга самостоятельной работы ситуация стабилизировалась. Дистанционное обучение требует соблюдения режима.

Дети с любопытством восприняли новые подходы к обучению. Особенно им нравятся занятия в форме видеоконференций, так как это достаточно комфортная и знакомая для них среда по компьютерным играм, мессенджерам, социальным сетям. Открылись новые возможности для фантазии. Удалось дистанционно провести различные конкурсы и фестивали, в которых дети активно принимают участие. Например, ко Дню Победы организованы конкурс плакатов, конкурс презентаций, конкурс фотоальбомов «Бессмертный полк» в соцсети «ВКонтакте». Сейчас идет обсуждение организации электронного флешмоба, посвященного Дню защиты детей. 

Студенты, несомненно, активно общаются в группах, созданных педагогами и кураторами для оперативной передачи информации при дистанционном обучении. Наладился более тесный контакт кураторов и родителей. С ними проводятся онлайн-собрания. Основные сложности – это соблюдение продуктивного режима самостоятельной работы, что в домашних условиях поддерживать непросто, а также недостаток физической активности в режиме самоизоляции.

Вот несколько практических советов для родителей: 

– выстраивайте уважительное и дружелюбное общение. Пусть подросток учится принимать решения и планировать свой день;
– помогите составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорите;
– ответственно отнеситесь к организации рабочего места. Все необходимое должно быть под рукой.