pic

Тамара РОМАШОВА, директор коррекционной школы-интерната поселка Уртам Кожевниковского района Томской области.

Уртамская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья находится в Кожевниковском районе Томской области. Воспитанники школы-интерната обретают здесь не только дом, но и имеют возможность получить образование и профессию. После школы-интерната ребята могут пойти в колледж, на этом этапе уже активно подключаются работодатели. О том, насколько эффективна такая модель партнерского взаимодействия, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала директор школы-интерната Тамара Ромашова.

Тамара Анатольевна, расскажите, как начинался путь уртамской школы-интерната? 

Все началось с моей мамы – Ромашовой Юлии Ивановны. Именно она в 1983 году заложила основы уникальной образовательной среды в нашем учреждении, стала, так сказать, основоположником предпрофессиональной подготовки детей с отклонениями в развитии. Вообще, наша педагогическая династия Ромашовых насчитывает 800 лет! О нас знают не только на региональном уровне, но и на всероссийском. Я этим очень горжусь и продолжаю дело своей мамы. 

В чем ваша основная задача сейчас как директора?

Для меня главное – дать шанс нашим воспитанникам максимально реализоваться в жизни. У нас обучаются 68 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 14 – инвалиды. Абсолютно всем нашим детям показано коррекционное образование, и моя миссия – направить их, воспитать так, чтобы они социализировались, получили востребованную профессию и стали полноценными членами общества. Для успешного профессионального самоопределения наших ребят мы организовали межведомственное взаимодействие по модели «ученик – школа – среднее специальное учреждение – работодатель». Эта концепция доказывает свою эффективность уже много лет. Мы тесно сотрудничаем с совхозами и с Кожевниковским техникумом агробизнеса. Наш основной уклон – сельское хозяйство. В школе-интернате ведется обучение по направлениям «Сити-фермерство», «Агропромышленный комплекс», «Растениеводство». Фактически наши дети получают отличную базу агротехнологического образования. И это большая опора для выстраивания их дальнейшей судьбы. 

Что для вас важно среди достижений школы-интерната? 

Их много, и все не перечислишь. О наших спортивных достижениях могу говорить часами. Мы с 2005 года участвуем в специальной международной олимпиаде, в которой участвуют только дети с ограниченными возможностями. Наши ребята ездили на соревнования в Японию, Южную Корею, Чехию, Китай, США. С каждого чемпионата они привезли золотые, серебряные и бронзовые медали. Любимые виды спорта – бег на лыжах, бег на снегоступах, лыжные гонки и настольный теннис. Еще один большой шаг в развитии нам помог сделать нацпроект «Образование». Нам выделили 8 миллионов рублей. На эти средства удалось модернизировать школу и открыть новые направления: «Поварское дело», «Швейное дело», «Столярное дело». Отмечу, что благодаря новому оборудованию, переоснащению классов, новым интерьерным решениям у детей сразу же появилась дополнительная мотивация к труду и учебе. Поверьте, если ребенок приступает к учебе в приподнятом настроении, то однозначно будет хороший результат. Тем более у детей с особенностями развития.

Не секрет, что работать с особенными детьми непросто. Расскажите о вашем педагогическом коллективе.

Коллектив был сформирован еще моей мамой. Я возглавляю школу уже 21 год, и все учителя остались прежними. Всего работников – 58, педагогов – 26. Я за 21 год работы ни разу не услышала от них: «Я не знаю», «Не смогу», «И так сойдет». Вижу, как детей вдохновляет находиться в окружении неравнодушных людей. Наше кредо – взаимовыручка, взаимопонимание и, конечно, любовь к детям. Горжусь, что все педагоги у нас с высшим образованием. Учителя постоянно повышают свою квалификацию. Согласитесь, что человек, который сам непрерывно учиться, интересен и детям. Комфортный и дружественный микроклимат в нашей школе-интернате видят и отмечают многие. И это приятно.

Уртамская школа-интернат была участником проекта «Доброшкола». Что вам это дало?

Помните, как у Шекспира: «Так внешний вид от сущности далек». Возьму на себя смелость поспорить с великим драматургом. Просто здесь именно форма дает мотивацию на обучение. Для особенных детей важно видеть красоту, чувствовать эстетику. Это настраивает ребенка на учебу. Удобно, что наши кабинеты разделены на зоны: есть зоны теоретической и практической работы. В них стало комфортно организовывать учебный процесс и сохранять порядок. Это отмечают и дети, и педагоги. Добавлю, что проект «Доброшкола» – возможность выйти на совершенно новый уровень качества образования, дает еще один шанс детям с ОВЗ. Важно, чтобы общество не списывало особенных детей и инвалидов со счетов. Нужно их принять, ведь они такие же, как мы. А может, даже в чем-то лучше! Они добрее…

Вы следите за дальнейшей жизнью выпускников? Кем они становятся? 

Они работают. Кто-то простым рабочим в техникуме, кто-то водителем, есть доярки, продавцы. Отрадно, что все при деле! Мне приятно, когда мне звонят, делятся личным, рассказывают о создании семьи. Буквально недавно встретила выпускника, который сказал мне: «Если бы не уртамская школа-интернат, моя жизнь пошла бы под откос и я не стал бы счастливым человеком!» После такого понимаю, что все не зря!