pic

Ольга ЮРЧУК

педагог-психолог, руководитель социально-психологической службы гимназии г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат психологических наук, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2018»

Ольга Леонидовна, трудно было решиться на состязание с коллегами по профессии?

Когда мне предложили участвовать в конкурсе, я заинтересовалось возможностью встречи с коллегами из других регионов – это была первая мысль. Было интересно узнать, как в других регионах выстроена деятельность по психологическому сопровождению в школах. Хотелось получить новый практический опыт, узнать что-то новое в профессиональном плане. Кроме того, хотелось «сверить часы» с федеральными экспертами, которые задают ориентиры психологического сопровождения образования. Это была ведущая мотивация в начале конкурса, когда нужно было сперва одержать победу в округе. Дальше мне уже было необходимо двигаться максимально эффективно и достойно представить регион на федеральном уровне. Получив высокую оценку на конкурсе, я убедилась, что в профессиональном плане иду в нужном направлении, опираюсь на верные методические посылы. Конкурс расширил мои профессиональные контакты, обогатил новыми методами и подходами. 

В чем, по-вашему, основная задача конкурса для педагогов-психологов? 

Их много, и все они важны. Участие в конкурсе расширяет горизонты профессионального взгляда на психологическое сопровождение детей – его стиль и методы. Еще конкурс задает ориентиры: у нас очень разные регионы, разные специалисты. Иногда мы можем увлечься каким-то профессиональным течением, которое не связано со школьной психологией. Конкурс напоминает об основной цели нашей деятельности, возвращает в лоно школы и позволяет по-новому посмотреть на возможности школьного психолога. На самом конкурсе взаимодействие с экспертами объединяет всех конкурсантов, позволяет переосмыслить свою работу, в том числе и с точки зрения государственного запроса.

Что в жизни поменялось после конкурса?

Возникла дополнительная ответственность, связанная с возросшей публичностью. Мое мнение стало более весомым для определенного количества людей, и это обязывает быть более внимательной ко всему, что говоришь. Профессиональная ответственность тоже возросла. Возникли новые идеи по организации работы психологической службы, и расширилась сфера влияния. Укрепилась потребность поделиться своим опытом прохождения конкурсных испытаний, передать то новое, что я увидела и услышала на федеральном уровне. Также появилось больше работы по обобщению своего опыта, много времени приходится уделять СМИ, увеличилось количество публичных выступлений просветительского характера. Экспертная вовлеченность вышла за рамки округа, я была включена в состав Экспертной комиссии Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019».

Я осталась в профессии, поскольку мне бы хотелось заниматься развитием психологической службы в сфере образования. Двадцать с лишним лет я нахожусь в этом профессиональном поле, и с каждым годом мне все интереснее. Конкурс еще раз позволил понять: я на своем месте, мне надо развиваться дальше и обучать других.

Как вы относитесь к росту по административной лестнице после таких конкурсов? 

Положительно, ведь конкурс открывает для каждого новые грани его возможностей: обогащает профессиональными знаниями, указывает на дефициты. Для одних конкурс – стимул к дальнейшему развитию в профессии, для других – вершина профессиональной деятельности, после которой хочется передать свой опыт «альпиниста» и покорять уже другие вершины, например административные. Для третьих конкурс – это лакмусовая бумажка для проверки верности выбранного профессионального пути, в нужной ли я профессии нахожусь. 

Есть люди, которые оставляют профессию после конкурсов либо резко меняют траекторию и уходят совсем в другую сферу. Поэтому конкурс – это замечательное испытание на прочность, на содержание. Конкурс показывает, что в тебе есть, что еще нужно и куда с этим двигаться. Наверное, хорошо, что люди, прошедшие конкурс, уходят в том числе и на руководящие должности. Имея опыт высококвалифицированного психолога, возможно на высоком уровне качественно выполнять и иные задачи. 

Что вам больше всего нравится в своей профессии? 

Нравится ее сложность. Она сложная и поэтому интересная. Человек непрерывно меняется. Я работаю с детьми, с педагогами, с родителями. Они никогда не остаются одними и теми же, хотя проблемы и запросы могут повторяться. Ребенок очень быстро развивается. Даже если мы работаем с подростком, у него происходят бурные изменения буквально каждый день. Это интересно, потому что и ты меняешься вместе с детьми. Для повышения эффективности надо перерабатывать много новой информации, повышать свой уровень квалификации. Это неотъемлемая часть процесса. Как только ты выпадаешь из информационного поля, начинается и профессиональное отставание. Важно понимать культуру молодежи и детей, их особенности, связанные с новыми знаниями и технологиями. Одновременно ты являешься проводником традиционных культурных ценностей для детей и детской субкультуры для родителей. Этот обоюдный процесс очень интересен. Все вместе это держит в профессии и помогает развиваться дальше. Кроме того, трудности (и даже ошибки) в моей работе являются точкой роста, когда подходишь к чему-то сложному, с чем трудно разобраться, понимаешь, что решение этой задачи поможет подняться над ситуацией и стать еще немного профессиональнее.

Что самое сложное в профессии? 

Недостаток времени на личное саморазвитие, на хобби. Я погружена в профессию, и у меня мало времени на то, чтобы заняться своими личными делами, но спасает отпуск. Большой плюс в том, что благодаря своей профессии я могу менять ритм жизни: у меня есть для этого навыки и инструменты. Я и владею ими сама, и учу пользоваться этим других. Я могу остановиться и, оглядевшись, двигаться дальше. Жизнь настолько насыщенна, что невозможно все вместить, а хотелось бы многого.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»

История

Впервые конкурс состоялся в 2006 году. Учредители – Минпросвещения России и Федерация психологов образования России. Ежегодно возрастает количество участников. В федеральном этапе конкурса ранее принимали участие около 30 человек, в 2017 году –  50 человек, в 2018 году –  57. В 2019 году в финал конкурса вышли педагоги-психологи из 66 субъектов Российской Федерации.
 
Цели

Конкурс проводится во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года.

Цели – повышение профессионального уровня и реализация творческого потенциала психологов образования России, повышение престижа психологической службы в системе образования страны.

Задачи

– создание условий для самореализации педагогов-психологов, раскрытия их творческого потенциала;

– выявление талантливых педагогов-психологов системы образования Российской Федерации, их поддержка и поощрение;

– распространение передового профессионального опыта педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

– тиражирование лучших психолого-педагогических практик и инновационных технологий оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа (региональный и федеральный). Региональный этап проводится организационными комитетами региональных конкурсов профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2020» в очной, заочной или смешанных формах, в том числе с применением дистанционных технологий. Федеральный этап включает два тура: экспертный и суперфинал, который состоится в 3 квартале 2020 года.

Участники 

Сотрудники детских садов, школ, колледжей, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.