pic

Каждому ребенку необходимы помощь, понимание и поддержка со стороны родителей. Именно они в первую очередь опора для своих детей. И все-таки бывают ситуации, когда семье требуется помощь психолога. Что делать в ситуации, которая кажется тупиковой? Как помочь и ребенку, и его родителям? Об этом журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала Гульфия Касимова, многодетная мама, автор тренингов для подростков и родителей, педагог-психолог, коуч ICF.
 

Гульфия КАСИМОВА

многодетная мама, автор тренингов для подростков и родителей, педагог-психолог, коуч ICF

Гульфия Анваровна, недавно вы участвовали в конференции «Школа одаренных родителей», где рассказывали об успешности и самореализации одаренных детей. Как такого ребенка воспитать?

Во-первых, я могу повторить и как психолог, и как педагог, и как родитель фразу, которой закончила свое выступление на конференции : «Самое главное – научить ребенка преодолевать трудности». Одаренный ребенок – это чаще всего высокая мотивация и интерес к тому, что ему легко удается, и отсутствие интереса к тому, в чем не так успешен, но это делать необходимо. И здесь очень важно научить ребенка делать то, что неинтересно ему, или помочь полюбить это. Почему? Потому что с врожденными способностями без постоянной работы ребенок справляется до седьмого класса, а дальше нужно работать, но ребенок не умеет, потому что он привык «выплывать» за счет своих способностей. Поэтому нужно уметь учиться, причем учиться не только тем предметам, которые легко даются, но и всем остальным.

В психологии есть такое понятие, которое я взяла у Виктории Соломоновны Юркевич: «развивающий дискомфорт», то есть у ребенка все время должна быть задача на 30% сложнее той, что он сейчас выполняет. Этому нельзя научиться за один день.

Во-вторых, родители должны контролировать, чтобы ребенок получал не только знания, но и развивал soft skills. Ведь академическая одаренность не равна успешности профессиональной. Ребенок мог прекрасно учиться, но после окончания школы, института, он будет в растерянности, потому что не знает, как себя реализовать во взрослой жизни, потому что постоянно у него постоянно развивали hard skills. Одаренным детям трудно с кем-то скооперироваться и работать, поэтому родителям важно помогать детям в этом. Чтобы не получилось так, что ребенок умеет только учиться, но не понимает своих возможностей, не знает себя. Все это приводит к тому, что талант не раскрывается, поэтому важно научить ребенка преодолевать трудности, использовать soft skills и уметь работать в команде. Ведь современный мир – мир команд, решающих серьезные задачи.

Как, по-вашему, в идеале должно выстраиваться взаимодействие школы и родителей, чтобы решать конфликтные ситуации?

Четко обозначить границы каждого участника: кто за что отвечает. Например, ситуация с домашним заданием. В начальной школе родители снова садятся за парты, потому что у нас коммуникация проходит мимо ученика – сразу к родителям. Учитель в первую очередь должен общаться с учениками, а потом уже по вопросам, которые невозможно решить, – с родителями. Ответственность за невыполненное домашнее задание лежит на ребенке.

Как родитель я также сталкивалась с проблемой неуважительного отношения к детям. Например, когда учитель неуместно шутит над учеником. Это одна из причин, почему возникают проблемы между учителями и подростками. Поэтому многим учителям не хочется работать с подростками. Следующая проблема – учителя не всегда умеют давать обратную связь. Она важна, чтобы формировать желание развиваться.

Что касается решения конфликтов, то важно четко прояснить позиции каждого. Потому что может оказаться, что мы идем к одной цели, но с разных позиций. Важно понять, чем руководствовался человек, когда что-либо говорил, делал, потом очень важно выяснять обстоятельства без эмоций. Главное – не обвинять друг друга. А дальше нужно искать совместные пути решения этого вопроса. Маленький лайфхак: не задавать вопросы «почему?» и «зачем?», а задавать вопрос «как?». Вопрос «почему?» загоняет в угол. 

С какими проблемами чаще всего обращаются к вам родители?

Проблема номер один – отсутствие самостоятельности у детей. Еще массовая проблема – нет желания учиться. Третье – у родителей нет сил заниматься детьми. Четвертое – подростковый кризис. Пятое – дезориентированность родителей в мире воспитания и образования.

Почему нет самостоятельности? Здесь могут быть разнообразные причины, но чаще всего родители сами не дают самостоятельности ребенку. Родители почему-то считают, что самостоятельность возникает в каком-то конкретном возрасте. В любом возрасте ребенок по-своему самостоятелен. Если вы не даете сами возможность, то тогда почему вы что-то требуете от ребенка.

Проблему отсутствия желания учиться и что-либо делать можно решить следующим образом: создать дефицит и быть примером. Создавать дефицит – ключевое. Ведь почему человек учится и развивается, потому что есть дефицит знаний или ресурсов. Следующее – быть примером. Если родитель сам не пытается развиваться, то как спрашивать это с ребенка. Если в семье чем-то заняты, то и ребенку этого хочется.

Что делать, когда у родителей нет сил заниматься детьми? Тут важно расставить приоритеты, ведь когда родители всегда заняты, ребенок чувствует себя потерянным и зачастую уверен, что проблема в нем и родители его не любят.

Ну а проблемы подросткового кризиса у ребенка часто также связаны с нехваткой родительского внимания – тут очень важно слышать друг друга. Чаще всего родители жалуются: «Я не узнаю своего ребенка, он никогда таким не был». На самом деле это ваш ребенок, который просто начал взрослеть. В этой ситуации лучшее, что можно сделать, – слышать и слушать друг друга.