pic

Юрий КАЛИНЮК

начальник Департамента профессионального образования Томской области

Все учреждения системы профессионального образования Томской области и их филиалы перешли на электронную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий с 23 марта 2020 года. 

Прежде всего, подведомственный Региональный центр развития профессиональных компетенций провел мониторинг всех учреждений области. Были организованы горячие линии для консультирования учащихся, родителей, педагогических работников. Мы создали организационно-техническую, методическую службы (методическая служба включает региональные методические объединения), вместе с Центром опережающей профессиональной подготовки, открытым в области в рамках нацпроекта «Образование», проводили ряд больших совещаний, чтобы выработать единый подход. Таким образом нам удалось наладить нормальный образовательный процесс. 

Электронное обучение в Томской области в основном организовано с помощью трех платформ. Первая – это система дистанционного обучения Moodle, которая в том числе позволяет получать обратную связь, фиксировать посещаемость студентов. С 2018 года все учреждения СПО пользуются цифровой образовательной платформой «Дневник.ру», которая имеет систему оценивания, функцию проведения видеоконференций. В конце прошлого года мы также запустили цифровую платформу на базе Центра опережающей профессиональной подготовки. 

Конечно, не обошлось без сложностей. Не все преподаватели были готовы к переходу на электронное обучение с использованием дистанционных технологий. Некоторым вначале приходилось перестраивать учебный план, расписание занятий. Для таких преподавателей, когда это было возможно, проводились учебные занятия. Сейчас наши технические специалисты и методисты консультируют педагогов удаленно. В рамках ЦОПП ежедневно реализуются серии вебинаров, их в том числе ведут практикующие преподаватели. На вебинарах объясняется, как переходить с одной платформы на другую, как их «подружить», что можно дополнительно взять с бесплатных ресурсов. 

Так как сейчас нет возможности обучать студентов в образовательных организациях, даже в малых группах, для них организуются удаленные практические занятия. Мастера производственного обучения, преподаватели проводят видеоконференции с участием 5–6 студентов, и учащиеся, в соответствии с учебным планом, выполняют технологический процесс  (например, по приготовлению блюд) в домашних условиях. Конечно, есть сложности с практической составляющей таких направлений, как вождение автомобиля или управление трактором. Мы отработали методическое механизмы, рекомендации, чтобы впоследствии учащиеся могли сдать экзамены и получить водительское удостоверение. Успешнее всего удалось организовать практические занятия по таким направлениям, как экономика, бухгалтерский учет, педагогические и юридические дисциплины.

Идет подготовка к государственной итоговой аттестации. Преподаватели индивидуально проводят со студентами видеоконференции по вопросам, связанным с дипломными проектами, выпускными квалификационными работами. 

Уверен, что это большой шаг вперед для системы СПО. У нас появится возможность переработать колоссальный опыт обучения в дистанционном режиме. Впоследствии мы, например, сможем использовать наработанные материалы, видеоуроки, вебинары. Это серьезный методический задел.