pic

Общественная организация «Родительский комитет» в Удмуртии второй год объединяет неравнодушных родителей, которые стремятся помочь системе образования стать лучше через свое участие в конкретных делах. Что уже удалось сделать журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал председатель организации Дмитрий Выдрин.  

Дмитрий ВЫДРИН

председатель общественной организации «Родительский комитет» Республики Удмуртия

Дмитрий Борисович, на каких принципах строится ваша работа? 

У нас их три. Первый – объединение всех заинтересованных сторон в сфере образования для решения возникающих вопросов. Основными сторонами при этом мы считаем педагогическое сообщество, родительское сообщество, детей и чиновников. Второй – при помощи экспертного мнения педагогического и родительского сообществ контролировать количество и качество образовательных услуг. Это позволит серьезно заниматься актуальными вопросами, разбираться в темах, понимать причины тех или иных решений. Третий – при помощи экспертного мнения педагогического и родительского сообществ предлагать инициативы в сфере образования для законодателей. 

Какие задачи вы считаете основными? 

Постараться сделать так, чтобы все стороны, участвующие в процессе образования и воспитания, слышали друг друга. Только в этом случае получится избегать конфликтов и заниматься конкретными полезными делами. Мы работаем со старшеклассниками с 8-го класса, с педагогическими коллективами, родительскими комитетами. Зачастую проблемы возникают из-за того, что кто-то что-то не так понял, не так услышал. Так, родители могут недопонять, что решение о покупке тетрадей принял родительский комитет, а не школа заставила. Мы стараемся помогать разбираться и выстраивать позитивное. Не жаловаться, не писать обращения, а вести разъяснительную работу.  

Чтобы к педагогам прислушивались, необходимо вернуть былую славу профессии учителя. Раньше учитель всегда был человеком с большой буквы, авторитетом. Вспомните фильмы «Весна на Заречной улице», «Большая перемена». Сейчас, работая с советами старшеклассников, мы поясняем детям, что учитель – это одна из ключевых фигур в их жизни. 

Два года назад я выступал на съезде Российского движения школьников и высказал там мысль, что детям и родителям скоро понадобятся переводчики, настолько на разных языках они говорят. И это тоже проблема, которую мы стараемся решить, это одна из ключевых задач. 

Когда начнется взаимодействие родителей с учителями, детей с учителями, детей с родителями, все получат обратную связь и будут лучше понимать друг друга. Над этим надо работать. 

Еще одна задача – повышение родительских компетенций. Да, сейчас родители много работают, времени на детей остается все меньше. И у части взрослых есть такое мнение, что обучать и воспитывать детей должен кто-то. Мы же говорим о гармонии – чтобы и школа, и родители полноценно занимались ребенком. 

Как вы формировали родительский комитет республики? 

Все началось с одной из школ Ижевска, где мы вмешались в ситуацию с директором. Родители увидели, что у нас получается влиять на ситуацию, к нам стали присоединяться родители из других школ, предложив вместе решать общие проблемы. Так появилась идея создать родительский комитет Ижевска. В процессе создания нам стали звонить родители из других городов и предлагать объединиться на уровне республики. Так что, как видите, инициативных людей сразу было много, и к нам постоянно присоединяются. Сейчас мы объединяем представителей всех 25 муниципалитетов. 

Что было сделано за почти два года работы? 

Мы провели более 80 родительских собраний, на каждом говорим про объединение в сообщество, про поддержку педагогов, про заботу о детях и их воспитание. Провели много поездок по школам. Совместно с Советом отцов Удмуртии, используя свой опыт родительского комитета, а также опыт нижегородского Совета отцов, мы зашли в проект  «Родительский контроль». Стали ездить по школам республики и наблюдать за тем, как обеспечивается качественное питание детей. Работая по этому направлению, мы обнаружили проблему, которая совершенно не ясна, если смотреть на ситуацию с питанием детей только извне. Дело вот в чем. Приезжаем в столовую, едим – все вкусно. При этом узнаем, что дети, которые питаются здесь, рассказывают родителям дома, что их невкусно кормят. Родители слушают нас, детей и не могут понять, почему так. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что причина такого мнения детей  в том, что во многих семьях нет культуры питания: там каждый день едят фастфуд и полуфабрикаты. Детям кажется это вкусным, а когда в школе им предлагают здоровое питание  (еду из натуральных продуктов, которую к определенному времени готовили для них повара), они его не воспринимают. Значит, мы понимаем, что надо работать с семьями и рассказывать о том, какой должна быть еда школьника. От этого зависит и его здоровье, и успеваемость. Поэтому мы создали профильную комиссию, которая теперь занимается вопросом возрождения культуры питания.