pic

Минпросвещения России создает новые возможности для диалога с профессиональным сообществом. В частности, недавно начал работу Всероссийский экспертный педагогический совет, в который вошли представители всех регионов страны – учителя всех изучаемых предметов. Это способствует открытости системы образования и более эффективному решению задач нацпроекта «Образование». 

Зачем нужны профессиональные сообщества? Как они влияют на становление новой образовательной среды? Как могут помочь в формировании инициативности у учителей? Эти и другие вопросы обсуждались экспертами на панельной дискуссии, которая прошла 4 декабря в рамках форума «Новая образовательная среда», организованного Министерством просвещения Российской Федерации. 

Евгений ЯМБУРГ

директор школы № 109 города Москвы, президент педагогической ассоциации «Педагог XXI века»

Сегодня действительно существует очень много профессиональных сообществ, и это прекрасно. Их надо поддерживать. Но есть один момент, который важно отметить. В реальности все основные государственные решения и изменения в законы принимаются чиновниками, а педагоги, по сути, начинают работать на основании уже принятых решений. Я ни в коем случае не хочу сказать, что люди, принимающие законы, некомпетентны. Но они находятся в плену у своих представлений. Поэтому учителя должны открыто говорить о трудностях, с которыми они сталкиваются. В этом и состоит задача всевозможных ассоциаций и общественных организаций. 

Профессиональные сообщества сами по себе очень разные, и это хорошо. Наша Конституция отрицает господство какой-либо одной идеологии. Мы все-таки живем в многонациональной и многоконфессиональной стране. Нам важно не впадать в крайности. В чем основная цель воспитания? Сохранить человеческое в человеке. Если мы выделяем какую-то одну идеологию, то все пласты культуры рушатся. Но есть базовые, ценностные вещи, которые являются общими для всех!

Убежден, что сегодня требуется очень серьезный разговор о сохранении ценностей и смыслов культуры. Педагог должен учиться разговаривать с молодежью на одном языке, доносить общечеловеческие ценности. Это сложнейшая задача, для решения которой педагоги должны обладать большим набором компетенций – психологических и культурологических. Сегодня мало быть просто учителем химии, физики или истории. Надо знать и психологию, и дефектологию, и, разумеется, культурологию. Задача профессиональных сообществ – найти для этого ресурсы. 


Юлия КОВАЛЕНКО

Министр образования Тверской области

Все процессы в системе образования должны быть прозрачными, открытыми, потому что ни один позитивный сдвиг не может произойти без участия широкой общественности. В Тверской области профессиональные педагогические сообщества играют огромную роль. 

Все инновации, все решения в области управления образованием мы принимаем, учитывая точку зрения педагогов. Наши коллеги, вокруг которых выстраиваются ассоциации, сетевые сообщества, – главные соратники в решении ключевых вопросов.

Тверская областная организация профсоюза работников образования и науки Российской Федерации много лет идет с нами рука об руку. Мы находимся с ней в постоянном диалоге, обсуждаем процессы, которые существенным образом влияют на трудовые права и гарантии наших педагогов. Профсоюз не только защищает интересы учителей, но и мотивирует их на профессиональное развитие.  

Большой вклад в развитие образования в нашем регионе вносят родительские сообщества – региональная ассоциация родителей и региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. Это настоящие профессионалы – почти 60% родителей сами получили педагогическое образование, стали активными тьюторами и наставниками. Они лучше всех знают и понимают проблемы, которые волнуют семьи, в том числе связанные с организацией учебного процесса. Тесная работа с ними способствует тому, чтобы гибко перестраивать систему образования и развивать инструменты инклюзивного обучения, создавать новые подходы, позволяющие расширить возможности ребят. 

В области также есть Ассоциация педагогов дополнительного образования детей. Не секрет, что сейчас школьников очень волнуют вопросы, как найти себя в жизни, реализоваться, проявить свой потенциал. Именно поэтому педагогам нужно участвовать в выработке решений, которые позволяли бы им направлять ребят, помогать им самоопределиться. 

Активно работает в регионе и Ассоциация учителей основ православной культуры. В результате совместной работы с епархией разработана стратегия духовно-нравственного воспитания граждан. Надеюсь, что программы воспитания, которые будут со следующего года реализованы в каждой образовательной организации, станут элементом единой системы воспитательного пространства, чтобы не складывалось ложное впечатление, что воспитывает только школа. Воспитывает, прежде всего, семья, и наша задача – развиваться в этом направлении вместе с ними.  

В регионе также широко представлены ассоциации учителей-предметников. Самая крупная – Тверское региональное отделение Ассоциации учителей и преподавателей химии. Они проводят конференции, семинары, круглые столы, конкурсы методических разработок, научно-практические конференции для школьников.  Их работа известна даже за пределами России. Мы активно их поддерживаем и продвигаем. 

Отмечу, что именно наши ассоциации помогли педагогам быстро перестроиться во время вынужденного перехода на дистанционное обучение. Педагоги – члены общественных организаций становились лидерами, которые поддерживали, сопровождали, оказывали методическую помощь в онлайн-режиме. 

Два года назад у нас произошли изменения в сфере профессионального образования. Все образовательные организации СПО были переданы в ведение десяти профильных министерств, процесс управления усложнился. Но благодаря помощи Совета директоров учреждений профессионального образования мы консолидируем силы и готовим специалистов для всех отраслей экономики не только региона, но и страны.  

Отрадно, что в области каждый педагог может найти для себя то профессиональное сообщество, которое лучше всего отвечает его потребностям и дает возможности для роста. А органы власти благодаря им могут получить экспертную оценку тех мер, которые принимаются в регионе для совершенствования образовательного процесса. 


Маргарита БРИТКЕВИЧ

директор школы № 2101 города Москвы, председатель Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций

Главная цель Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций города Москвы – помочь молодому, недавно назначенному руководителю погрузиться в работу, понять ее основные принципы, безболезненно встроиться в систему. Также для нас важна консолидация экспертного потенциала. В Москве налажен диалог между всеми профессиональными сообществами, мы имеем возможность на различных площадках обсуждать одну и ту же тему под разным углом, и это помогает находить дополнительные способы решения проблем.  

Профессиональные сообщества также играют значимую роль в вопросе аттестации учителей. Процедура аттестации московских педагогов максимально упрощена, они освобождены от бумажной нагрузки – вся информация находится в электронной системе. 

Отмечу, что мы одна большая команда, которую объединяет общая цель – сделать образовательный процесс доступным, интересным и эффективным. 


Юлия МИЩЕНКО

директор гимназии № 38 города Тольятти, заслуженный учитель Российской Федерации, член Всероссийского экспертного педагогического совета

Всероссийский экспертный совет создан по инициативе Министра просвещения Сергея Кравцова. Его задача – защита интересов и воплощение в жизнь идей всех участников образовательного процесса. Членов совета отбирали путем всероссийского открытого голосования. Всего поступило 1779 заявок, в совет вошли 168 педагогов с самым разным опытом работы – от 5 до 40 лет. Основная цель совета – наладить конструктивный диалог и продуктивный обмен мнениями между педагогическим сообществом и Министерством, сделать работу более открытой и эффективной. Опыт и авторитетная позиция педагогов помогут Министерству принимать важные решения на федеральном уровне по вопросам оплаты труда, профессионального развития, улучшения материально-технической оснащенности школы. Учителя смогут поделиться лучшими методиками образования, региональным опытом воспитания школьников. Отрадно, что в составе совета – инициативные люди с активной жизненной позицией, истинные профессионалы, преданные своему делу. Только сообща мы сможем сделать российскую школу лучше, изменить наше образование, стать лидерами в мире. Педагогу в одиночку с этим не справиться. Поэтому создание и работа профессиональных сообществ – реальная необходимость!