pic

Наталья ШАНЬГИНА

заместитель директора Института информационных технологий Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий

После того как Минпросвещения России рекомендовало учащимся  переходить на дистанционную форму, как изменилась работа «Российской электронной школы»? Увеличилось ли количество пользователей?

Увеличилось, причем значительно. Сейчас на портале зарегистрировано более 1 млн пользователей, из них более 700 000 – ученики, 200 000 – учителя, 100 000 – родители. Незарегистрированных, конечно, гораздо больше. Такой интерес вполне предсказуем в условиях сложившейся ситуации. Учителя, родители и ученики стали массово регистрироваться, соответственно, мы получаем много вопросов о работе портала. Наши специалисты фактически в круглосуточном режиме консультируют пользователей.

Вы сказали, что порталом можно пользоваться и без регистрации. То есть контент доступен каждому? 

Разумеется. Авторизация нужна, если есть необходимость работы именно в  связке «ученик – учитель – родитель», чтобы была возможность выставления оценок, контроля посещаемости, просмотра результатов, назначения заданий и т.д. Но как библиотека дополнительных ресурсов и вообще ресурсов по школьной программе этот портал доступен каждому. Изначально, в 2015 году, РЭШ задумывался как помощник ученикам, учителям и родителям. Разработанные полные, завершенные и хорошо структурированные курсы по всем предметам общего образования, соответствующие ФГОС и Примерной основной образовательной программе (ПООП), дают возможность обучающимся с легкостью заполнить пробелы в каких-либо темах, учителям – использовать их на уроках, родителям – быть в курсе содержания образовательной траектории, помочь своим детям при обучении. Например, школьник пропустил занятия по болезни или что-то не понял, ему надо повторить пройденное на уроке. Или ребенок занимается серьезно искусством, спортом, получает семейное образование, и у него свой индивидуальный график обучения. Как раз РЭШ и помогает легко найти материал по всем общеобразовательным предметам. На нашем ресурсе собран полный курс школьной программы с 1-го по 11-й класс. 

По каким предметам проводятся занятия? 

В программу включены все предметы, за исключением астрономии. Часть ее разделов освещены в блоке физики и естествознания. То есть это 31 предмет – от литературного чтения до экономики. Иностранный язык тоже представлен довольно широко. Английский – основной, и есть три дополнительных: французский, испанский и немецкий. Отмечу, что ученик после регистрации имеет возможность составлять себе как стандартный курс в соответствии с ФГОС и ПООП, так и индивидуальный, когда можно самостоятельно выбрать интересующий предмет, класс и темы уроков, которые хотелось бы изучить. Всего доступно более 6000 интерактивных уроков, над которыми трудились более 200 творческих коллективов.

Кто входил в эти творческие коллективы? 

Над уроками работали лучшие педагоги страны – учителя-предметники с большим стажем, призеры профессиональных конкурсов, обладатели ведомственных наград, имеющие знаки отличия и с опытом разработки и использования в образовательной деятельности электронных образовательных ресурсов. Работа велась совместно с педагогами-психологами, которые отслеживали соответствие предложенного материала возрастным особенностям ребенка. Производство урока – достаточно сложный процесс: сначала разрабатываются рабочие программы по предметам, в которых выстраивается последовательность тем и уроков, далее разрабатываются сценарные планы каждого урока в отдельности и только потом создается урок. Все материалы на каждом этапе проходили экспертизу, которую проводили сотрудники Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Российской академии образования, Федерального института педагогических измерений. Все уроки разрабатывались в течение трех лет.

Вернемся к упомянутой ранее связке «ученик – учитель – родитель». Что портал дает каждому из них? 

Повторюсь, что весь контент на портале «Российская электронная школа» представлен в свободном доступе, за исключением заданий контрольного модуля. Они доступны после авторизации на сайте в одной из трех ролей: ученик, учитель и родитель. У каждого свой личный кабинет и доступные функции в нем. 
Ученик самостоятельно может составить расписание, проходить уроки, добавлять их в категорию «Избранное», решать задания контрольного модуля. Результаты его работы отображаются в дневнике. Учитель может «привязывать» к себе учеников, формировать группы учащихся, составлять им расписание, назначать/оценивать домашнее задание, добавлять уроки в категорию «Избранное». Родитель, кроме «привязки» детей, может проходить уроки, добавлять их в категорию «Избранное» и решать задания контрольного модуля. Для учителя, помимо всего прочего, выложен комплект методических материалов и рабочих программ. Можно скачать программу, посмотреть тематическое планирование, выделить для себя какие-то уроки, если нет возможности постоянно сидеть в интернете и просматривать их. 

Ведется ли контроль посещаемости и успеваемости ребенка? 

Конечно. Любая активность и деятельность зарегистрированного ученика отображается в дневнике. Преподаватель может оценить проектные задания,  когда ребенку предлагается выполнить какую-то работу и загрузить в виде файла. Но 90% задания модулей оцениваются системой автоматически. Все дополнительные задания учитель дает в своем личном кабинете. Это может быть самая разнообразная работа. Например, упражнения, которые ребенок дома напишет в тетрадке, отсканирует или сфотографирует, прикрепит либо выполнит с помощью какого-то офисного программного обеспечения. Можно делать практическую работу в любом формате. За исключением лабораторных работ, они представлены отдельно на ресурсе.

Как педагоги осваивают портал? Проводится ли для них обучение? 

Ранее мы проводили вебинары для педагогов школ и административного персонала. Сейчас подготовлены подробные инструкции, которые находятся в публичном доступе. На нас уже вышло несколько регионов с просьбой об онлайн-обучении по РЭШ. Центр организует повышение квалификации учителей по вопросам организации обучения в образовательных организациях с использованием цифровых технологий, в рамках которого запланирован модуль, посвященный работе на платформе РЭШ.
Сейчас поступает много предложений от педагогов по доработке возможностей портала. Со своей  стороны мы заинтересованы, чтобы функционально «Российская электронная школа» развивалась. Все  пожелания, конечно, мы учесть не сможем, но постараемся обработать большинство и как-то оптимизировать ресурс, чтобы всем было на нем работать просто и понятно.

Что нужно ученику и учителю, чтобы бесперебойно заниматься на платформе РЭШ? Какие ресурсы и техническое оснащение? 

Формулировка «бесперебойно заниматься», на мой взгляд, очень громкая. Я бы сформулировала так: использовать при обучении. Ответ прост: компьютер и интернет. Этого достаточно. Скорость интернета не менее 5 Мбит/с. Для просмотра видео-контента и решения заданий этого хватит. Безусловно, чем лучше оснащен ученик (если у него есть сканер или смартфон), тем больше у него свободы действий. Но необходимый минимум – это компьютер и интернет.

Существуют десятки электронных ресурсов, предоставляющих дистанционное образование. Чем отличается от них РЭШ? В чем ее уникальность? 

Особенность в том, что на ресурсе собран полный курс и полная линейка по всем предметам и по всем темам, которые заявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной основной образовательной программе. Исключены любые пробелы в каких-либо темах.  Разумеется, этот курс педагог может дополнять и расширять, но ту базу, которая прописана во ФГОС, ребенок получит. В настоящее время, когда все очень сильно заняты, очень важно иметь готовый образовательный контент под рукой. Кроме того, на портале собраны дополнительные ресурсы, рекомендованные Министерством культуры, и другие образовательные проекты. Они будут полезны ребенку в том числе и в части духовно-нравственного воспитания. Сейчас, когда на детей ложится большая доля самоорганизации, это также очень актуально.