pic

Айдар ШАМСУТДИНОВ, директор полилингвального комплекса «Адымнар – путь к знанию и согласию» города Казани Республики Татарстан.

Русский, английский и татарский – три языка, на которых ведется обучение в полилингвальном комплексе «Адымнар – путь к знанию и согласию» города Казани. Уникальная образовательная концепция и оригинальные архитектурные решения нового здания позволяют создавать особую образовательную среду для тысяч детей Республики Татарстан. О перспективах развития нового комплекса «Вестнику образования» рассказал директор школы Айдар Шамсутдинов.

Айдар Ильдарович, как полилингвальный комплекс «Адымнар» начинает новый учебный год?

В новом статусе и в новом здании! Вообще, наш полилингвальный комплекс появился не с нуля, как может показаться. В основе – довольно большой опыт работы школы № 165 города Казани с углубленным изучением английского языка. Я возглавлял эту школу с 2007 года. Основной костяк педагогов перешел в новое образовательное учреждение, и мы вышли на новый уровень. Уверен, что наша школа не уникальна. Если брать этимологию слова «уникальный», то есть единственный в своем роде, то, пожалуй, вряд ли можно говорить о нашей исключительности. Мы, прежде всего, государственная структура, выполняющая госзадание по обучению детей в соответствии с ФГОС. Однако благодаря нашим педагогическим идеям удалось сформировать концепцию, которая делает полилингвальный комплекс «Адымнар» отличным от других. 

В чем же это отличие? 

Уже название говорит само за себя. В школе ведется обучение на трех языках – русском, английском и татарском. Для наших детей язык не просто предмет обучения, но и средство изучения других предметов и наук. Более того, мы даем родителям возможность выбрать образовательную траекторию – полилингвальную или билингвальную. Для большинства татарстанцев очень важно изучение родного языка, но есть и те, для кого татарский не актуален. Поэтому для нас было принципиальным предоставить свободу выбора. Нельзя не сказать об уникальности нашей инфраструктуры. Комплекс «Адымнар» – это 55 тысяч квадратных метров учебных площадей. Классы оснащены транспарентными витражами, эргономичной мебелью, которая легко трансформируется.
 


 

В здании есть зоны социализации и инклюзии для детей во внеурочном пространстве, то есть благодаря им дети не только активно коммуницируют, но также могут, например, уединиться с книжкой при необходимости. Нам повезло с архитекторами и дизайнерами, которые продумали все до мельчайших деталей. Они блестяще воплотили в жизнь наши педагогические идеи. В распоряжении детей три школьных ресторана, три больших актовых зала (два из них на пятьсот посадочных мест), три бассейна, богатая библиотека, 3D-кинотеатр, суперсовременное мультимедийное оборудование и многое другое. В общем, интерьер и дизайн школы – наша фишка! 

Каким образом выстроен образовательный процесс? 

Любой, кто изучает иностранный язык, понимает, что эффективнее всего язык выучить не во время 45-минутного урока, а в процессе общения. Уроки на английском языке появляются уже в начальной школе. Начинаем с изобразительного искусства и технологии. То есть у детей расширяется словарный запас, ликвидируется барьер в общении. Цель – выстроить базовое общение на другом языке. А вот уже с 7-го класса мы вводим преподавание на английском достаточно серьезных дисциплин – географии, биологии, математики. Педагоги используют опыт советской педагогики и современную технологию CLIT (Content and language integrated teaching). Нам очень приятно, что мы работаем по пособиям и учебникам издательства «Просвещение», переведенным специально для нас на английский язык. Подобных учебников в России до этого не было. Сегодня нет проблем в организации и выстраивании дидактической работы на иностранном языке. Это увлекательное действие, на которое дети и педагоги идут вместе.
 


 

Наверное, для школы такого уровня нужны педагоги-суперпрофессионалы?

И они у нас есть. Все до единого. Это еще одно наше отличие – слаженная команда. Я на протяжении 14 лет очень трепетно относился к формированию своего коллектива. Сейчас многие директора школ делают акцент на мотивационном менеджменте. Не сомневаюсь, что он эффективен, но я интуитивно всегда выстраивал отношения несколько по-другому.  С годами все больше убеждаюсь, что мы, прежде всего, одна большая педагогическая семья. То есть мне никого не нужно мотивировать, чтобы, условно говоря, вынести мусор. Мы выстраиваем отношения максимально доверительно, с уважением, по-взрослому! У каждого свой функционал, за который педагог несет ответственность. У нас нет текучести кадров. Если человек к нам попал, то он закрепляется и растет. И мы, конечно, прикладываем все усилия, чтобы педагоги профессионально росли. Например, в рамках нашего проекта «Полилингвальное образование» получилось дать преподавателям дополнительную профессиональную переподготовку. Кроме того, 16 учителей из нашей школы стали победителями гранта «Алгарыш», а это обучение в университетах Ирландии, США и Канады.

Уделяете ли вы внимание дополнительному образованию?

Самое пристальное. Допобразование в школе представлено очень широко. Мы делаем акцент именно на гуманитарном уклоне. Например, один из самых востребованных курсов – «Философия согласия». Это своего рода интегративный курс на стыке педагогики, психологии, этики, эстетики, определенного обществоведческого предмета. Его задача – научить ребенка жить, существовать, развиваться, правильно выстраивать отношения в многоконфессиональном, полиэтническом обществе. Ведь Татарстан – это республика, где бок о бок живут представители десятков национальностей и представлены все основные религии. Возможно, что и это уникальный продукт нашей школы.
 


Какие планы на этот учебный год? 

Для меня как для директора важно наладить гармоничную работу коллектива. Если говорить о глобальных планах, то наша цель – транслировать и культивировать идеи полилингвального образования, направленного, прежде всего, на воспитание достойного гражданина Российской Федерации, свободно владеющего государственным языком, родным и иностранным, человека, способного к личностному росту. Мы планируем запустить загородный центр дополнительного образования – своего рода наш собственный «Артек», который будет совмещать функции оздоровления, обучения детей не только летом, но и в течение всего года. Однозначно, что образование невозможно без воспитательной функции и умения выстраивать личностные отношения. Досадно, что многие родители до сих пор потребительски относятся к учителям, воспринимают школу как трехзвездочный отель, где все включено. Мы ломаем эту парадигму, вводим интегративный курс родительского университета, который направлен на то, чтобы каждый родитель был вовлечен в учебный процесс и, соответственно, умел построить диалог с учителями и детьми. Главное – создать в школе тесный симбиоз единомышленников, где общение начинается с добрых помыслов и простого уважения друг к другу.