pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Родители, как и учителя, играют ключевую роль в развитии, обучении и воспитании ребенка. Чтобы дети всегда чувствовали заботу, видели заинтересованность взрослых в своих успехах, их готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, родители должны быть погружены в школьную жизнь своих детей – быть в курсе, чему и как их учат, какая ведется воспитательная работа, на какие темы говорят на классных часах, какие проблемы возникают у ребенка на занятиях или в общении со сверстниками. 

Министерство находится в диалоге с родителями, ежегодно проводит Общероссийское родительское собрание. На нем мы обсуждаем, как вместе помочь детям учиться и развивать способности и таланты. Мы хотели бы, чтобы это сотрудничество с родителями продолжалось в течение года во всех школах. Участие в таком партнерстве родителей, которые понимают стоящие перед школой задачи, их совместная работа с руководством, педагогами позволила  бы значительно ускорить ее совершенствование, улучшить образовательные результаты.

Указ Президента «О национальных целях развития России до 2030 года» в том числе предусматривает «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Такие условия могут быть созданы только тогда, когда школа и семья готовы помочь ребенку найти интересные занятия и хороших друзей, с пользой применить полученные знания и навыки. 

Существует немало методических рекомендаций, советов психологов по выстраиванию диалога школы с родителями. Этот вопрос занимает особое место и в национальном проекте «Образование». При этом все дети разные, со своими уникальными характерами и потребностями, поэтому налаживание отношений между учителями и каждой семьей требует индивидуального подхода. Педагоги могут решать проблемы детей вместе с родителями, например объяснять им, как заниматься с ребенком дома, составлять совместные планы.

Привлекать родителей необходимо и к мероприятиям по воспитанию. Дети и родители могут вместе отмечать национальные праздники, ходить в походы. Пример семьи важен в патриотическом воспитании, которому сейчас уделяется большое внимание. Также авторитет родителей незаменим, когда надо воспитать в детях любовь к природе, научить заботиться об окружающем мире. Именно родители могут привить детям любовь к Родине, рассказать о героях своей семьи.

Это действительно сложный и многогранный процесс. К сожалению, иногда родители оказываются не готовы взять на себя активную общественную роль, в том числе из-за недостаточных педагогических компетенций, низкой мотивации. Именно поэтому как никогда актуален вопрос психолого-педагогического просвещения родителей – получения ими педагогических знаний, изучения основ семейного воспитания. И здесь особенно важна роль неформального профессионального сообщества специалистов по работе с родителями, психологов, экспертов. Важен и опыт педагогов – победителей всероссийских конкурсов профессионального мастерства, который нужно транслировать. 

В этом выпуске мы представляем лучшие практики взаимодействия школы и родителей. Надеюсь, они вдохновят вас на выстраивание собственной интересной и продуктивной работы с родителями в ваших учебных заведениях.