pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Жизнь дается каждому из нас один раз. Детство, юность – это время бесценно. Потому так важно, чтобы в период взросления и развития с детьми были талантливые педагоги, которые бы помогали становиться им успешными и счастливыми. У нас большая страна. Но география не должна быть помехой для качественного образования. В самых отдаленных маленьких школах учиться должно быть так же интересно, как и в школах мегаполисов. Без сомнения, многое здесь зависит от учителей, которые помогают ребенку расширять кругозор, развивать таланты, познавать окружающий мир и добиваться успеха в жизни. На эти цели сегодня работают и национальный проект «Образование», и инициированная главой государства программа «Земский учитель». 

Программа поддержки педагогов в небольших населенных пунктах «Земский учитель» – один из важнейших инструментов этой политики. Она стартовала в 2020 году и была продолжена, даже несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Она будет действовать еще три года: в 2021–2023 годах предусмотрено финансирование на обеспечение 3403 вакансий, включая 1167 в нынешнем году. Это огромное подспорье как для учителей, так и для детей и их родителей, живущих в сельской местности.

Глобальные задачи программы – способствовать осуществлению целей национального проекта «Образование», созданию единого образовательного пространства, совершенствованию методов обучения и воспитания, вдохновлять учителей на повышение своей квалификации. В рамках программы педагоги, которые прошли конкурс и заключили трудовой договор на срок не менее пяти лет с образовательной организацией в сельском населенном пункте или городе с населением до 50 тысяч человек, получают единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей на всей территории Российской Федерации, за исключением Дальнего Востока, где сумма выплат составит 2 млн рублей. При этом компенсационные выплаты не облагаются налогом на доходы физических лиц. Очень радует, что в некоторых регионах педагогам предоставляют льготы, такие как жилье, компенсация арендной платы и коммунальных услуг, повышенный оклад. Например, в Амурской области квартиры получили все приехавшие работать по программе учителя.

К нашей радости, программа «Земский учитель» вызвала большой интерес и нашла широкий отклик в педагогическом сообществе: в прошлом году в среднем по России на одно место претендовали 17 человек, на 1803 объявленные вакансии было подано более 32 тысяч заявок. Как это реально работает в регионах. Приведу примеры: в сельские школы Ростовской области трудоустроились 38 новых учителей, среди них – преподаватели иностранного языка, русского языка и литературы, математики, истории и обществознания, физической культуры, физики, географии, педагог по химии и биологии, а также учителя начальных классов и учитель-логопед. В Тульской области в сельские школы пришли 22 педагога – учителя английского языка, математики, химии, физики, начальных классов. С 1 сентября 2020 года в сельских школах Алтайского края работают 44 земских учителя. В Амурскую область в рамках программы приехали 47 специалистов. И так по всей стране.

Особо отмечу, что 44% от общего числа учителей – победителей конкурсного отбора в рамках программы – молодые специалисты до 35 лет. Также у подавляющего большинства – педагогическое образование. Есть и кандидаты наук. Некоторые педагоги имеют за плечами победы в профессиональных конкурсах всероссийского и регионального уровней. 

Активное участие в программе «Земский учитель» как молодых специалистов, так и более опытных педагогов помогает вдохнуть новую жизнь в отдаленные районы и малые города, открывает новые возможности перед живущими там детьми. Так, в небольших сельских школах впервые за долгое время появляются постоянные учителя по самым востребованным предметам, таким как иностранные языки. Яркий пример – приезд учителя начальных классов Юлии Скорых из Барнаула в маленькое отдаленное село Большая Тихая Солонешенского района (Алтайский край), благодаря которому смогла возобновить работу местная начальная школа, пустовавшая на протяжении целого года. 

Героями февральского выпуска электронного журнала «Вестник образования» стали педагоги, которые изменили свою жизнь и поехали учить детей в самые отдаленные уголки нашей страны. Мы надеемся, что программа «Земский учитель» будет и дальше служить мощным стимулом для привлечения лучших учителей, в том числе молодых специалистов, настоящих профессионалов, влюбленных в свое дело, которые помогут ученикам сельских школ развиваться так же успешно, как и их сверстникам в больших городах, будут поддерживать их мотивацию учиться, веру в свои силы и возможности. Программа позволит образовательным организациям в сельской местности и малых городах обновить кадровый состав, найти учителей, которые будут работать на постоянной основе, преподавая самые востребованные предметы, и сделать школьную жизнь более интересной и яркой.