pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Современная школа развивается, прежде всего, благодаря труду наших талантливых, преданных выбранной профессии педагогов. Наша страна нуждается в учителях, которые никогда не утрачивают любознательности и стремления открывать что-то новое для себя и своих учеников, постоянно самостоятельно растут и развиваются, повышают квалификацию, чтобы делать свое дело как можно лучше. Многое зависит от того, насколько досконально они знают свой предмет, владеют современными методиками и умеют пользоваться открывающимися перед ними возможностями, в том числе связанными с цифровыми технологиями. Более того, миссия учителя – не только в том, чтобы дать ребенку знания, обучить его определенным навыкам, воспитать в нем патриотизм и человеколюбие, но и в том, чтобы быть ему наставником, другом и советчиком. 

Подготовка таких специалистов сделает возможным воплощение в жизнь наших самых амбициозных планов по развитию образовательной сферы и страны в целом. Среди них – поставленная Президентом России задача войти в десятку стран мира с лучшими системами общего образования. 

Национальная система подготовки педагогических кадров должна стать одной из самых передовых в мире. Именно поэтому ее развитие – приоритет Министерства просвещения. В этой работе нам помогают многие талантливые коллеги из педагогических вузов, ученые, представители учительского и родительского сообществ, профсоюзных организаций, партнеры, разрабатывающие программы подготовки учителей и предоставляющие для этого свои ресурсы, а также другие министерства и ведомства, связанные с этой темой.   

Решение такой глобальной задачи, как повышение качества педагогического образования, складывается из нескольких важных составляющих.  

Первая – формирование единого образовательного и воспитательного пространства. Педагогические вузы и Ассоциация развития педагогических университетов уже работают над концепцией «Ядра высшего педагогического образования», которая обеспечит единство при подготовке педагогов в разных регионах страны, ведь важно, чтобы все университеты одинаково хорошо готовили учителей. Кроме того, необходимо реализовать преемственность при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных компетенций будущих педагогов на разных уровнях образования – от педагогического колледжа до магистратуры. Глубокое изучение предмета и понимание того, что в целом происходит в профессии, позволит каждому учителю гибко выстраивать работу и совершенствовать свои навыки.  

Вторая важная составляющая – непрерывная практика студентов во время обучения. Благодаря этому они смогут погрузиться в тонкости профессии, понять, какие компетенции востребованы и над чем нужно работать, а также найти наставников, к которым всегда можно обратиться за профессиональным советом. Именно на это нацелен проект «Базовые школы», который сейчас реализуется в подведомственных Минпросвещения вузах совместно с регионами России. На площадках базовых школ студенты на практике применяют лучший педагогический опыт, совершенствуют не только навыки преподавания своего предмета, но и воспитательной работы. Уверен, что сотрудничество базовых школ с педвузами даст хорошие результаты, которые потом можно будет успешно использовать в других школах.  

Не менее важно уделять внимание ранней профориентации детей, которые проявляют интерес к профессии учителя. Именно с этой целью мы разработали и направили в регионы методические рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности, в которых школьники смогут учиться по образовательным программам, реализуемым с участием преподавателей педагогических вузов. До 2024 года будет создано не менее 5 тысяч таких классов. 

И конечно, совершенствование системы подготовки учителей невозможно без обновления инфраструктуры. По решению Президента России в течение двух лет выделено 10 миллиардов рублей на ремонт и оснащение педагогических вузов. В 2021 году на проект модернизации материально-технической базы педагогических вузов, который мы назвали «Учитель будущего поколения России», выделено почти 5 миллиардов рублей. Часть этих средств пойдет на создание уникальных образовательных пространств – межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций, которые будут работать по самым разным направлениям – от проектной деятельности до формирования функциональной грамотности. Для этого в проекте предусмотрено и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов.

Также в  рамках нацпроекта «Образование» в этом году откроются первые десять педагогических «Кванториумов», благодаря которым будущие педагоги смогут еще во время учебы знакомиться с новейшим учебным оборудованием. В последующие два года такие площадки откроются и в других педагогических вузах. 

Не стоит забывать и о таком важном направлении, как развитие педагогической науки. Научные исследования лежат в основе совершенствования методики преподавания предметов, обновления содержания программ. В этом году Министерство просвещения  по сравнению с прошлым годом втрое увеличило объем финансирования научно-исследовательских работ – оно составляет 500 миллионов рублей. В университетах создаются федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников. Там будут проводиться научные исследования по ряду важнейших тем, включая детскую психологию, физиологию, влияние на детей информационных технологий, организацию воспитательной работы. 

Меры по повышению качества подготовки педагогов – это меры национального значения, они оказывают самое непосредственное влияние на повышение качества школьного образования, ведь именно от квалификации учителя зависит уровень образованности школьников, а в конечном счете – нации в целом.