pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Российская система образования сейчас показывает то, что в спорте называют отличной формой: грамотно адаптирует и использует богатейший опыт нашей школы за несколько веков, применяет разработки ученых, сотрудничает с коллегами по всему миру и перенимает лучшее, что может быть на пользу и нашим детям, обновляет программы обучения и воспитания так, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получать качественные знания, тренировать навыки, развивать таланты и, главное, быть счастливым. 

И результаты, конечно, заметны: наши ученики побеждают на мировых олимпиадах, коллеги из других стран перенимают наш опыт обучения и воспитания, берут на вооружение технологии обеспечения учебного процесса в непредвиденных ситуациях. Мы начинаем сами формировать мировые образовательные тренды, основанные на общечеловеческих ценностях, глубоких знаниях и достижениях прогресса. Все это становится возможным благодаря профессионализму, целеустремленности, высочайшим гуманистическим принципам жизни и работы, безграничной любви к детям наших педагогов. 

День за днем они показывают пример того, как надо относиться к окружающим людям и своему делу, как расширять кругозор и применять знания ради своей цели, как быстро учиться реагировать на изменения в современном мире: например, когда ради сохранения здоровья более 17 миллионов российских школьников приходится на ходу временно перестраиваться на обучение на дому с использованием дистанционных технологий. В той непростой ситуации, которая случилась в последней четверти прошлого учебного года, наши учителя смогли не только продолжить полноценный образовательный процесс, но и поддержать детей и их родителей, давая своим воспитанникам в том числе уроки мудрости, самообладания, силы духа и человечности. 

Безусловно, педагоги, как и врачи, – настоящие герои нашего времени, с которых стоит брать пример и глядя на которых хочется выбрать такую же профессию. 

Профессия учителя будет важна всегда: от нее зависит будущее страны, будущее планеты, ведь от слов, поступков учителя каждый день – и в классе, и просто в жизни – зависит, какими станут воспитываемые им люди: будущие лидеры, ученые, инженеры, спортсмены, создатели роботов, авторы книг, архитекторы городских кварталов.  

Пока учителя день за днем учат и воспитывают детей, мы – и Министерство просвещения, и родительское сообщество, и в целом общество – должны делать все возможное для повышения престижа их труда. В этом должна проявляться наша глубокая искренняя благодарность педагогам. Представление об обучении как об «образовательной услуге» пора оставить в прошлом. Работа учителя – это величайшая миссия. А поддержка педагогов – это конкретные дела. 

Так, постоянно на нашем особом контроле находятся вопросы оплаты труда учителей. В тесном взаимодействии с отраслевым профсоюзом мы продолжаем работу по совершенствованию этой системы.

С прошлого года каждому классному руководителю по поручению Президента России выплачиваются надбавки за классное руководство. Деньги на эти цели в бюджете на начавшийся учебный год выделены и доведены до регионов. При этом, снова подчеркну, никакие действующие доплаты, будь то региональные или муниципальные, с введением этих выплат сокращаться не должны: мы мониторим ситуацию и сделаем все, чтобы все надбавки за классное руководство полностью доходили до учителей.

Важно, чтобы современный педагог, независимо от того, преподает ли он в крупной столичной или малокомплектной сельской школе, понимал значимость своего труда и получал равные возможности развития профессиональных навыков. Поэтому на базе Академии Минпросвещения России регулярно бесплатно проводится подготовка тьюторов и наставников, а учителя из разных регионов страны знакомятся с новыми технологиями и делятся друг с другом лучшими практиками работы. Это яркий пример того, как единые цель и миссия объединяют работников одной сферы, мотивируют их. 

Эффективным механизмом поддержки учительства традиционно остается развитие конкурсного движения, и в первую очередь проведение Всероссийского конкурса «Учитель года России». С этого года он выходит на принципиально новый уровень: теперь он призван не только объединять ярких и талантливых учителей нашей страны, масштабировать их опыт, но и сделать самих педагогов узнаваемыми героями и тем самым в дальнейшем привлечь в профессию больше молодых и увлеченных преподавательским мастерством учеников.

Одновременно мы работаем над расширением взаимодействия школ с педагогическими вузами. В каждом регионе для ранней предпрофессиональной ориентации школьников на учительскую профессию создаем профильные педагогические классы. К 2024 году их будет уже 5 тысяч. А в самих вузах обновляем учебные программы и инфраструктуру. 

Но какие бы технические новшества ни применялись в школах, главным всегда останется общение учителя и ученика, личная передача знаний, оттачивание навыков под внимательным взглядом чуткого наставника. Именно во время живого общения на уроках зарождается жажда познания, от слов одобрения и поддержки учителя появляется вера в себя и свои силы. В истории всех великих достижений обязательно были сказанные учителем ученику слова: «Ты справишься, у тебя все получится!» Такие слова наши педагоги говорят своим ученикам и сегодня. И это ценно, потому что такие слова окрыляют и содержат заряд огромной любви того, кто их произносит. 

Учительское сообщество России всегда было мощной силой и опорой государства. Передавать знания, воспитывать, помогать жить в мире с миром и самим собой – великая миссия нашего учительства во все времена. Горжусь, что и сейчас эта традиция сохраняется и передается.