pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Дорогие педагоги, все, кто неустанно ежедневно работает с детьми, помогает им тянуться к знаниям и при этом воспитывает в них личность с большой буквы, с самыми важными и ценными жизненными установками. В этом особом выпуске нашего журнала «Вестник образования» я хочу обратиться именно к вам. 

С этого года нам с вами удалось зародить, я уверен, долгую совместную традицию отмечать не только профессиональный праздник – День учителя, но и наполнить нашу жизнь яркими тематическими Учительскими неделями, посвященными вашему труду, вашему отношению к профессии как к призванию, вашему беззаветному стремлению научить и воспитать поколения талантливых, ярких, во многом ориентирующихся на вас молодых ребят. 

Повышение престижа профессии учителя – одна из наших приоритетных задач. Я всегда считал, что профессия «учитель» не просто звучит гордо, вашими успехами должны гордиться все, кто знает вас, ведь учителя – наши настоящие герои и во многом именно это легло в основу идеи запуска Учительских недель. 

У педагога стратегическая миссия. Он не просто изучает с детьми правила, формулы, закономерности, но каждый день создает будущее страны, потому что от того, насколько хорошо он сможет научить детей ориентироваться в мире, находить и применять знания, оттачивать навыки и расширять кругозор, зависит, насколько они станут хорошими специалистами в будущем, а значит, насколько смогут развивать экономику России, когда вырастут. 

У нас большая и комплексная программа поддержки и развития педагогов, особое место в которой занимают конкурсы профессионального мастерства, прежде всего самый массовый и популярный «Учитель года России», а вместе с ним и традиционный и имеющий под собой не менее успешную историю «Воспитатель года России». К ним добавляются новые командные соревнования, такие как «Флагманы образования», запущенные в этом году совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей». В этом году также появились конкурс для управленческого звена «Директор года России» и конкурс для мастеров и преподавателей колледжей «Мастер года». И, конечно, мы продолжаем проводить такие важные и замечательные конкурсы, как «Сердце отдаю детям», «Педагог-психолог России», «Учитель-дефектолог России», «Воспитать человека», «Доброшкола», смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус», Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». С каждым годом эти конкурсы совершенствуются, чтобы быть еще более полезными педагогам и давать им в итоге больше возможностей для самореализации и творческого роста. 

Профессиональные конкурсы стали уникальными площадками для обмена опытом между педагогами из разных регионов. Безусловно, можно изучать методики, читать статьи коллег, но ничто не заменит возможности вживую увидеть применение этих методик, лично обсудить узкоспециальные вопросы. Это как раз можно сделать на конкурсах. 

В жюри педагогических конкурсов всегда приглашаются ведущие эксперты в области образования и воспитания, ректоры педагогических вузов, ученые, занимающиеся различными вопросами, касающимися нашей тематики. Обратная связь от них ценна и позволяет как участникам, так и зрителям скорректировать траекторию своего профессионального роста. 

Победители конкурсов становятся примером для коллег, своеобразными наставниками, у которых можно и нужно учиться. Они – ориентиры для саморазвития, а конкурсное движение – отличный механизм, который помогает качественно менять подходы к обучению и воспитанию, взаимодействию с детьми. 

Каждый профессиональный учительский конкурс – стимул и для нас делать больше, применять инновации.  Так, уже в 2021 году «Учитель года России» получил новые информационные возможности, победители региональных этапов участвовали в качестве ключевых гостей в различных ток-шоу и передачах. Впервые в жюри конкурса появились два сопредседателя, причем один из них – ректор педагогического вуза, а другой – победитель конкурса прошлых лет. Ректоры педагогических вузов увидели творческих педагогов страны, их передовые методики и пригласили к себе с мастер-классами. Также на конкурсе «Учитель года России» работали и школьное, и родительское жюри. Их взгляд на работу самых творческих педагогов, безусловно, важен. 

Этот выпуск нашего электронного журнала «Вестник образования» посвящен разным аспектам проведения профессиональных конкурсов для российских педагогов и образовательных организаций. Приглашаю к обсуждению перспектив развития конкурсного движения учительское сообщество, а также экспертов и родителей.