pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Уважаемые коллеги! 

Уходящий год наглядно продемонстрировал стойкость нашей системы образования. Несмотря на сложности, вызванные эпидемией, мы показали достойный пример слаженной и ответственной работы всех образовательных организаций страны, сохранив единое образовательное пространство. В ежедневном совместном труде мы опирались на системность, осознанное понимание того, что и почему делаем, какой шаг каждого участника к какому результату приводит, как выстраивается взаимодействие ради главной задачи российской системы образования – чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получить качественное образование и развивать таланты. Как раз для системной работы над этой задачей создан проект Министерства просвещения «Новая образовательная среда». 

Один из основных инструментов, который мы используем в этой работе, – принятие ключевых решений в тесном диалоге с экспертами и общественностью. Именно умение услышать друг друга, готовность объединить опыт, знания, методики помогли нам весной обеспечить переход большей части школьников на домашнее обучение с использованием дистанционных технологий. Такой шаг был обусловлен эпидемиологической ситуацией. Все делились знаниями, все были готовы обучать других, основные образовательные ресурсы по просьбе Минпросвещения сделали контент бесплатным. В этих жестких условиях мы определили два принципа, дающих устойчивость и развитие деятельности: работать в диалоге и работать, максимально открывая доступ к знаниям. Они и легли в основу проекта Минпросвещения «Новая образовательная среда». 

Проект позволяет педагогам, родителям и ученикам напрямую участвовать в принятии управленческих решений в сфере образования. Как бы скрупулезно ни выверялись учебные программы и ни разрабатывались методики экспертным сообществом, реальная жизнь вносит корректировки, и те, кто непосредственно общается с детьми, могут быстро дать оценку тому, что действенно, а что уже нет, что лучше работает в конкретном регионе. Здесь важно и мнение учителей, которые общаются с детьми в школе и наблюдают за ними, и родителей, которые могут оценить, как обучение влияет на их ребенка. В этом году Министерством просвещения было принято решение создать Всероссийский экспертный педагогический совет. Набор в его состав проходил путем открытого всенародного голосования: всего поступило 1779 заявок со всей страны, за кандидатов было подано более 212 000 голосов. В итоге в совет вошли 168 педагогов, вместе с которыми мы уже начали обсуждение основных вопросов сферы образования. 

И конечно, важно учитывать запросы учеников. Например, мы знаем о желании детей заниматься киберспортом, получать знания о предпринимательстве, делать проекты со сверстниками из других городов, с которыми у них схожие увлечения. И важно, чтобы они озвучивали свои мечты, а педагоги, родители, Министерство могли обсудить это и принять решения, с помощью которых и будет достигнут необходимый результат. 

Отмечу, что принципиально сделать так, чтобы дети обладали не только знаниями, но и умениями. Научить ребенка применять знания, показать, для чего он учит формулы, законы, для чего читает литературные произведения, – вот что ценно. Ребенок должен понимать, что он учится для жизни: чтобы заниматься интересной работой, общаться с людьми, создать семью. Важно, чтобы ребенок знал об угрозах и умел противостоять им. Важно, чтобы он мог делать что-то в команде. Важно, чтобы он стремился расширять кругозор и умел взаимодействовать с другими людьми. Стать во всем этом помощниками ему – наша главная задача. Как делать это лучше – будем обсуждать все вместе во время работы над проектом «Новая образовательная среда». 

Еще один из объективных признаков нового времени – процесс образования и воспитания вышел за стены школы. Учитель перестал быть единственным источником знаний. Сегодня картину мира ребенка формируют не только родители и педагоги, но и СМИ, кинотеатры, музеи, библиотеки, новые медиа, парки, интерактивные площадки, общественные объединения. Проект «Новая образовательная среда» нацелен в том числе и на то, чтобы вовлечь работающих в этих структурах людей в образовательное пространство, сделать их союзниками школы, чтобы увлекать ребенка новыми формами получения знаний. А союзниками они могут стать, если будут знать, какие глобальные цели у современной школы, что заявлено как приоритеты в национальном проекте «Образование». Поделиться планами, синхронизировать их как раз можно будет на площадке проекта «Новая образовательная среда». 

Конечно, одним из базовых инфраструктурных элементов качественной «жизни» новой образовательной среды станет развитие цифровой образовательной среды (ЦОС). Подчеркивая, что дистанционное обучение никогда не заменит традиционного, отмечу, что технологии при этом могут быть подспорьем учителю, помогать ему совершенствовать свои методики, иллюстрировать материал, работать с учениками, которые по какой-либо причине (болезнь, спортивные сборы) не могут присутствовать в классе. ЦОС избавит учителей от рутины – бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий – и даст больше времени и сил на общение с детьми и проектную работу. 

Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям и эффективность обучения. Для оборудования классов будем постепенно оснащать школы компьютерами, проекторами, камерами, электронными досками. Мы планируем собрать на платформе «Моя Школа» оптимальные для обучения и развития детей учебные материалы, чтобы всем участникам учебного процесса было удобно пользоваться ими. Весь контент в цифровой образовательной среде будет соответствовать федеральному образовательному стандарту. 

В этом году весной, во время четвертой четверти, когда все ученики были на дистанте, Министерство просвещения на площадках ОТР и компании «Триколор» организовало глобальный проект: там шла демонстрация онлайн-уроков для детей по всем предметам школьной программы. Также Минпросвещения в партнерстве с группой компаний «Просвещение» запустило платформу «Моя школа online», где были размещены материалы лучших учителей. На официальном портале Министерства собраны ссылки на образовательные ресурсы с полезным контентом как для педагогов, так и для самостоятельной работы учеников. 

В уходящем году Минпросвещения провело более 100 прямых трансляций в соцсетях, зрителями которых стали свыше 50 млн человек из всех регионов России. Цифровые технологии позволили нам объединиться во время трансляций проектов «Домашний час», «Онлайн – просто», «Шоу профессий», «ПРО Образование 2020», «Новая образовательная среда», «Молодые профессионалы», а также общероссийского родительского собрания, федерального педсовета, марафона открытий «Точек роста», празднования 80-летия профтехобразования. Многочасовые трансляция марафонов, проходивших в знаковые дни, помогли нам всем вместе оказаться в праздничной атмосфере, поддержать друг друга, увидеть коллег и сверстников из других регионов, понять, как нас много и что мы можем со всем справиться. «Последний звонок», «День  защиты детей», «Выпускной-2020» и «Основной выпускной», «Всероссийская линейка», «День учителя» – трансляции этих акций стали яркими моментами школьной жизни в этом году».

Да, сейчас меняются функции не только школы, но и системы образования в целом. С одной стороны, государство обеспечивает условия для получения качественного образования каждым ребенком: строит новые школы, оборудует их современной техникой, занимается повышением квалификации учителей, стимулирует создание актуальных методик преподавания и распространение лучших практик. С другой стороны, Минпросвещения России координирует действия всех вовлеченных в процесс министерств и ведомств, региональных властей, научного сообщества, представителей реального сектора экономики, общественных организаций и родительских сообществ, а также новых партнеров. За этот год мы увидели огромный потенциал российской системы образования, и я уверен, что и в будущем все вместе мы справимся с самыми амбициозными задачами.