pic

Сергей КРАВЦОВ

Министр просвещения Российской Федерации

Наука, технологии. Мы все не устаем удивляться, как стремительно они развиваются. На наших глазах растут новые поколения, для которых использование умных гаджетов, сервисов и техники – привычная реальность. Важно, что в ногу с этими переменами трансформируется и образовательная среда. Благодаря реализации нацпроекта «Образование» ребята по всей России могут получать качественное образование. Для современных школьников вполне привычны уроки с использованием цифровых лабораторий, оборудования для демонстрационных опытов, образовательных конструкторов. Многие ребята и после уроков активно пополняют багаж своих знаний в «Кванториумах», «IT-кубах», «Точках роста». 

Уходящей год, объявленный по инициативе Президента России Годом науки и технологий, наглядно показал, что школа сегодня раньше других открывает двери для детей в различные науки. Вошли в практику и научные смены в летних детских и студенческих лагерях, специальные тематические проекты, где ребята могут узнавать о достижениях выдающихся российских ученых и современных научных направлениях, проявить себя и развить свои способности. 

Школьники не только приобретают ценный опыт в области проектной деятельности и командной работы, примеряют на себя разные профессии, готовятся к выпускным экзаменам и поступлению в вузы, но и становятся настоящими изобретателями. Ребята работают вместе над реальными задачами от частных и государственных компаний, создают новаторские решения в таких областях, как информационные технологии, медицина, социальная сфера, космонавтика, причем часто такие уникальные проекты не уступают разработкам взрослых. 

Яркий пример того, насколько вдохновляющей и мотивирующей может быть среда образовательных центров по выявлению и развитию талантов, – это история юных изобретателей Ильи и Алексея Оразовых из Орла, которые стали участниками научно-технологической проектной образовательной программы «Большие вызовы» в Образовательном центре «Сириус» и уже спустя два года получили свой первый патент на изобретение – перчатку-экзоскелет для космонавтов. 

Сегодня мы все теснее взаимодействуем с родительским сообществом, решая вместе самые разные вопросы школьного образования – от организации пространства для развивающего обучения до формирования продуманного и полезного питания. И здесь также нельзя обойтись без опоры на научно-технологическую составляющую. Родители понимают, что стране и сегодня, и завтра будут нужны специалисты, обеспечивающие движение вперед, что профессии, связанные с информационными технологиями, высокотехнологичными индустриями, становятся все более актуальными. Прекрасно понимают это и педагоги. Поэтому в фокусе особого внимания – работа с талантливыми ребятами, которые проявляют живой интерес к исследованиям и научным открытиям.

Важное условие развития навыков детей, связанных с цифровой экономикой и инновационными технологиями, подготовкой будущих ученых и высококлассных специалистов в таких областях, как программирование, робототехника, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, – это формирование цифровой образовательной среды. Около 30 тысяч образовательных организаций общего и профессионального образования будут оснащены до конца 2024 года компьютерным оборудованием для использования верифицированного цифрового образовательного контента и сервисов, которые позволят осваивать образовательные программы на более высоком уровне. 

Уже сейчас школьники по всей стране пользуются прошедшим экспертизу образовательным контентом портала «Российская электронная школа» и региональных информационных систем. 

С 2023 года все школы страны объединит платформа ГИС «Моя школа». Она агрегирует сразу несколько сервисов и баз данных, включая школьный дневник и журнал, расписание занятий, и позволит детям и родителям просто и быстро получать необходимую информацию и решать вопросы, связанные со школой и всей системой образования. В наступающем, 2022 году 15 пилотных регионов завершат апробацию этой платформы, причем активное участие в этом процессе примут ведущие педагоги страны – победители профессиональных конкурсов «Учитель года России», «Директор года России», «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям» и др.

Еще один важный элемент создаваемой цифровой образовательной среды – это информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум», которая помогает сделать традиционное очное обучение максимально гибким, удобным, увлекательным и эффективным. На сегодняшний день платформой уже пользуются более 2 миллионов человек в 82 российских регионах.

На что же направлены все наши усилия? Прежде всего, на создание пространства, которое поможет максимально раскрыть потенциал российских школьников. Мы хотим показать ребятам, где бы они ни жили, что при желании они могут очень многого добиться. Мы хотим дать им всевозможные инструменты для успешной самореализации. Наша цель в том, чтобы каждый ребенок получил доступ к качественным знаниям, реализовал свои идеи, нашел то, что приносит ему настоящую радость, и в дальнейшем состоялся в любимом деле и внес свой вклад в развитие нашей страны.