pic

Уходящий, 2020 год бросил вызов не только системе обучения, но и всему укладу школьной жизни. Педагогам пришлось в оперативном порядке научиться транслировать уроки в Zoom и  выкладывать  задания на цифровых платформах. Но как в условиях вынужденного «дистанта» превратить учебное занятие или родительское собрание в событие? И как перевести в смешанный формат обучения клубные занятия, школьное соуправление, неформальные «посиделки» и особенно праздники? В екатеринбургской гимназии «Корифей» нашли ответы на эти вопросы. Своими наработками о том, как сделать школьные события полноправным сегментом обучения и воспитания, представители «Корифея» поделились на онлайн-вебинаре, который был организован электронным журналом «Вестник образования» Минпросвещения России на площадке официального сообщества Минпросвещения России в соцсети «ВКонтакте».

Мария КАЛУЖСКАЯ

заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей» города Екатеринбурга

Праздник, который всегда с вами!

Определение  «хорошей» школы как генератора событий уже стало вполне привычным. Но давайте разберемся, что такое событие в контексте школьной жизни.
Прежде всего, это СОбытие, переживаемое совместно – от стадии замысла до «полнометражного» воплощения. Оно значимо для каждого участника и непременно оставляет след в нашей жизни (становится якорем, часто вспоминается и тянет за собой шлейф приятных и важных ассоциаций). Мы – дети и взрослые – учимся работать вместе, приобретаем полезные навыки и буквально растем с каждым событием. 

Что является принципиально важным для школьной событийности?

  • Объединяющие ценности, которые известны всему сообществу (в идеале разделяются всеми), – на сцене они могут олицетворяться конкретными, визуальными либо музыкальными образами, слоганами.
     
  • Традиции и школьный уклад, которые из этих ценностей вырастают, праздники тоже становятся традициями, призваны доносить до участников и зрителей узнаваемые, добрые и значимые истины.
     
  • Особая атмосфера – торжественная, приподнятая или радостная, озорная, раскованная; обычно ключевые события концентрируют дух школы и в этом смысле очень диагностичны (просто загляните на школьный утренник или встречу выпускников – и быстро почувствуете градус и стиль принятых здесь отношений).
     
  • Технологии – четкие алгоритмы подготовки и проведения любого мероприятия (от классного часа до юбилея школы).

     

Последний пункт очень важен. Наш онлайн-вебинар, который прошел на площадке официального сообщества Минпросвещения России в соцсети «ВКонтакте», назывался «Школа как фабрика событий», и эта формулировка вызвала в чате прямой трансляции немало обоснованных протестов. Однако слово «фабрика» было использовано в качестве метафоры лишь для того, чтобы сделать акцент на системном характере культурно-досуговой деятельности, которая становится полноправной частью школьной программы и даже самостоятельной образовательной технологией.

Участие в школьных праздниках, их планировании, продвижении, организации – отличная возможность проявить свои способности и для тех, кто учится, и для тех, кто учит и работает в школе. Большинство коллег наверняка скажет, что их дело – давать прочные знания. Эту миссию педагогов никто не оспаривает. Однако факты говорят сами за себя: сегодня значительный процент выпускников стремится связать свою жизнь не с наукой или производством, а с шоу-бизнесом, медиасферой, актерской профессией, продюсированием, благотворительностью. И здесь школа вполне может посодействовать. Подготовка праздников для многих учащихся – первая серьезная предпрофессиональная ступень, основа жизненного выбора, поэтому стоит относиться к ней серьезно.

Программа «Праздник как образовательная технология» включает несколько важных элементов, в том числе:

1.    Рабочие (базовые) сценарии для разных категорий праздников и рекомендации по их созданию. 
2.    Правила и принципы групповой творческой работы (весь процесс от идеи до воплощения происходит в разновозрастных рабочих группах, объединяющих детей и взрослых).
3.    Регламенты, пошагово описывающие требования к организации и проведению каждого мероприятия (содержательные компоненты, оптимальный состав рабочей группы, ресурсы и реквизит, технические аспекты и пр.).
4.     Специалистов (функции) и соответствующие им навыки, необходимые для подготовки (кстати, в условиях перевода в смешанный формат появились совершенно новые позиции, такие как веб-оператор, стример и пр.).
5.    Требования к результату, критерии качества событий + алгоритмы получения обратной связи, организации ретроспектив и пр.

Важная функция праздников – переключение, эмоциональная разрядка, иногда просто возможность выпустить пар на дискотеке. Детям необходимо отдыхать, отвлекаться от гаджетов и учебного интенсива. Лучше, если они будут это делать в безопасной среде – в школе. Но, помимо релакса, совместный досуг учит эффективно общаться, сотрудничать и распределять ответственность, подсвечивает сильные стороны, казалось бы, не слишком успешных учеников. Лузеры у доски могут стать суперрепортерами или звездами сцены, а творческая деятельность войдет в их индивидуальные учебные планы и портфолио.  

Делимся своими лайфхаками, чтобы ваши события стали ярче и содержательнее.

1.    Отличная фишка – тема учебного года. В гимназии «Корифей» каждый учебный год имеет свою тему, под которую выстраивается концепция праздников и учебных мероприятий, изготавливаются логотип и печатная продукция, оформляется школьное пространство. Единая тема очень помогает в планировании и разработке мероприятий года: задаются единый стиль, общие подходы. В итоге вся школа подает себя, выглядит и звучит как единое целое. Как определяется тема года? На общем собрании (это может быть педагогический совет или тренинг для разных представителей школьного сообщества) посредством мозгового штурма или других специальных упражнений, стимулирующих командный креатив. Сначала отбираются 5–6 главных идей-образов, а затем вся гимназия голосует за лучшую тему. Для примера: наши темы трех последних лет – «Мастерская мечты», «Атлас возможностей» и «Единство непохожих».

2.    WOW-эффект – непременная составляющая праздника. Праздник – не только дань традиции, каждый раз он должен радовать сюрпризами, превосходить ожидания. Наступает очередной год, и мы придумываем что-то новое, неожиданное. Позитивные эмоции, восторг (горящие глаза и «Вау»!) обязательно должны присутствовать в мире детей. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы наших гимназистов и педагогов не покидало ощущение праздника. Мы с удовольствием вспоминаем предыдущие события и уже находимся в предвкушении новых удивительных приключений. Уровень креатива и тяги к чудесам в подготовке школьных событий снижать нельзя!

3.    Поэтому мы опираемся только на оригинальные сценарии: никаких скачиваний из интернета, чужих неуклюжих куплетов и казенных обращений! Собственный сценарий написать нетрудно, если опять же воспользоваться методом творческого мозгового штурма (собраться вместе  и набросать синопсис, а потом распределить задачи по прописыванию диалогов, мизансцен, песен, конферанса и пр.). Пользоваться чужими сюжетами можно (кто же отменил вечно актуальные сказки, популярные фильмы, мультики и даже голливудские блокбастеры?), но только как материалом, на основе которого вы придумаете свою неповторимую историю, отражающую ваши реалии, воспевающую ваших героев и улавливающую особенности нынешней ситуации.

4.    Ежегодно в соответствии с выбранной темой реализуется масштабный творческий проект, который ученики и педагоги (иногда с участием родителей и выпускников) готовят совместно. Финал приходится на весну и может быть приурочен к любой знаменательной дате – от 8 Марта до последних звонков. «Танцы со звездами» (классные руководители готовят танцевальные номера со своими учениками), «Вернисаж» (коллективные художественные работы), «Благотворительный бал», «Ярмарка возможностей» и пр. – вот неполный список проектов за 2015–2020 годы. В них участвует вся школа, и каждая параллель готовит свое выступление или художественные работы. Неизменна одна традиция – парад новогодних спектаклей в конце декабря. 

5.    Очень важны фирменный (корпоративный) стиль, символика школы и ее тиражирование в разнообразных линейках одежды, канцелярских товаров, печатных изданий, сувениров и т.п., так называемый мерч. Идею мерча несколько лет назад нам подсказали ученики, и теперь она отлично работает на разные задачи: подарки партнерам, награждения, благотворительные продажи, фандрайзинг и пр. Как необходимый минимум – цветовая гамма, слоган, логотип (афиши, задник на сцене, оформление фотозон, элементы костюмов ведущих, поздравительные адреса и грамоты). 

Сердце сжимается и разум протестует, когда мы узнаем о все новых ограничениях, ожидающих мир в новогоднюю декаду. Массовые мероприятия запрещены, собрания ограничены, нельзя объединять классы и потоки, собираться в привычных местах отдыха и развлечений. А праздника в этом году хочется особенно – с какой-то щемящей настойчивостью. Он нужен всем для поднятия духа, укрепления иммунитета и поддержания веры в лучшее.

Как же перенести все богатство идей, эмоций и отношений в дистанционный или смешанный формат? Задача трудная, но решаемая. Для этого как минимум требуется соблюдение нескольких условий.

●    Нужно сохранить живое действие (динамику, накал, интригу), не перенося ВСЁ общение в удобный, но уже так надоевший Zoom. Соберите необходимый минимум ведущих и участников (гостей, актеров, публику…) в студии и ведите трансляцию, передающую картинку реальной жизни.
●    Как это сделать? Используйте подходящие форматы из ТВ-передач, интернет-каналов, подключите лучший опыт блогеров и тиктокеров. Пробуйте, тестируйте, меняйте под себя.
●    Обязательно предусмотрите интерактив – живую связь с аудиторией по ту сторону экрана/монитора: голосовалки, лайки и другие реакции, розыгрыши призов, конкурсы для зрителей, «горячие» ответы и пр.
●    Получайте удовольствие от нового формата общения, будьте проводниками позитивной энергии – она передаётся без проводов, сами проверьте и убедитесь!
Любое событие – это шанс раскрыть потенциал его участников, объединить их вокруг общих целей и предпочтений. В новой реальности, где непосредственного общения стало крайне мало, а мир сузился до экрана ноутбука, важно не дать ученику закрыться от мира, сохранить полноценные социальные связи, дружеские контакты. Мы поставили себе задачу – поддерживать уклад гимназии, укреплять сообщество, искать ресурсы, которые помогут даже на «дистанте» достучаться до каждого.

Праздник всегда с нами. Не всегда мы готовы его почувствовать, накопить в себе и передать другим. Для педагогов это большая работа и особая ответственность.  Каждый волен выбирать – стать для других «человеком-праздником», «человеком-энциклопедией» или, скажем, «человеком-регламентом». Если вы прочли эту статью до конца, значит, мы с вами одной крови.


Екатерина ГОРБУНОВА

ученица 10-го класса гимназии «Корифей», председатель Совета гимназистов

Новый год с ограничениями

В декабре все школы заняты подготовкой к Новому году. У нас в гимназии есть два традиционных вида новогодней активности – фестиваль спектаклей и конкурс на лучшее оформление класса. Сейчас ситуация дистанционного обучения усложняется тем, что некоторые классы ходят в школу, а другие – остаются дома. Поэтому наша задача – найти оптимальный офлайн-формат для одной половины школы и онлайн-версию для другой ее части. При этом не забыть про остальное сообщество – родителей, партнеров, выпускников, которые рискуют выпасть из жизни школы.

Гимназия «Корифей» участвует в конкурсе-игре «Школа Рыбаков фонда», поэтому за основу новогодней кампании мы взяли практику еженедельных челленджей. Привычный конкурс на оформление кабинетов разбили на четыре недели (четыре «пакета» заданий) и запустили его 1 декабря. Выполнять задания можно в своем темпе – поэтапно или разом. Главное условие – выполнить все до дедлайна.

Формат челленджа в современных реалиях, безусловно, хорош и практичен.

●    Если класс во время конкурса уходит на  карантин, ученики могут выполнять творческие задания дома и получать за них баллы. После возвращения в школу пропущенные задания можно сделать совместно.
●    В обратной ситуации, если класс уже сидит на карантине, он присоединится к конкурсу в тот момент, когда вернется в школу.

Задания распределены так, чтобы дети могли поэтапно украсить класс и постепенно, шаг за шагом, погрузиться в атмосферу праздника:

  • На первой неделе классы придумывают свою сказочную страну и оформляют вход («ворота»).
  • На второй неделе дети запускают «фабрику» по изготовлению снежинок, украшают коридоры, «волшебный уголок» и готовят презентацию своей сказочной страны.
  • На третьей неделе ребята украшают свой кабинет новогодними игрушками, ставят елки, а затем запускают конкурс «Тайный Санта».
  • На последней неделе все делают новогодние открытки для врачей, которые будут работать в «красных зонах» в новогоднюю ночь.

Важно дать конкурсу официальный старт: украсить входную группу, главный холл и коридор. Тогда все понимают, что праздник уже начался, и появляется стимул продолжать эстафету. После выполнения всех заданий классы получают призы.

В этом конкурсе есть свои фишки:

1.     Так как ученики разных классов сейчас не пересекаются и не общаются друг с другом, в фойе мы разместили нарисованные песочные часы: специальные баллы-леденцы падают сверху вниз, показывая прогресс каждого класса.
2.     Каждую неделю новые задания красиво оформляются и вывешиваются в виде афиш, а также направляются классным руководителям, публикуются на сайте и в сетях, а малыши (1–4-е классы) получают особые видеообращения от сказочного эльфа, что погружает их в атмосферу сказки.
3.     Каждую неделю новые задания сначала публикуются в сториз и постах, а в конце недели можно увидеть результаты по классам. Если какой-то класс временно сошел с дистанции, он все равно заходит в инстаграм и видит общую картину.

Наша задача – создать сказку в тех реалиях, в которых мы сейчас работаем. Да, можно дать детям задание, распечатанное на черно-белом принтере, но оно вряд ли вдохновит на творчество...

С 21 по 25 декабря проходит неделя прямых эфиров: одни – для учеников и выпускников, а другие – для родителей, чтобы каждый ощущал свою причастность к празднику.

А как же быть с традицией парада новогодних спектаклей, который мы не можем провести из-за ограничений? Творческая группа приняла решение снять фильм. Для этого самые активные ученики объединились с педагогами: мы вместе написали актуальную сказку, а теперь снимаем ее отдельными сценами, чтобы минимизировать контакты. Даже финальная песня записывается фрагментами, объединенными общим саундтреком.

Все классы, одолевшие наш новогодний челлендж, в награду (кроме призов) получат возможность побывать на премьерном просмотре новогоднего фильма в актовом зале.

Любое важное для школы мероприятие можно и нужно проводить даже в самых сложных и непривычных обстоятельствах. Это тоже вызов – проверка всего сообщества на сплоченность и готовность придумывать новые интересные форматы воплощения замыслов.

И для организаторов это тоже бесценный опыт, ведь мы все сегодня вынуждены жить и работать в изменившемся мире. И оставаться при этом увлеченными, дружными и активными людьми.


Ирина АХАТОВА

педагог-организатор гимназии «Корифей»

Секреты школьной ивентологии

Система образования обновляется все более радикально. Взгляды становятся прогрессивнее, техника – современнее, рабочие программы сменяются быстрее, чем времена года. Система равняется на лучших и старается лучшее производить. Но как часто мы видим столь же стремительные изменения во внеучебной деятельности?

Что делать педагогу-организатору, чья миссия – создавать яркие события для учеников и всего школьного сообщества? Вместе с новой сложнейшей задачей перевода мероприятий в онлайн-формат сегодня остро встает вопрос: как праздникам догнать будни, сравняться с ними по разнообразию способов деятельности и качеству реализации?

Желание людей получать актуальное образование – это, скорее, следствие. Первопричина – желание существовать в актуальных реалиях, соответствовать ритму. Поэтому подход к школьным мероприятиям также должен трансформироваться. Важно делать это оперативно, чтобы даже в переходный для системы образования момент «фабрика событий» не дала сбой.

Дети и их родители огромное количество времени проводят в медиапространстве: читают посты в соцсетях, листают сториз очередного блогера, продающего свой «марафон», смотрят шоу на YouTube. Они интуитивно впитывают модели поведения людей, за которыми следят, и перенимают сетевые правила игры. Медиакоммуникации стали доступны всем, почему бы не использовать их возможности в диалоге со своим школьным сообществом?

Обобщив свой опыт работы event-менеджером, организатором праздников и специалистом по корпоративной культуре в ритейле, я расскажу о том, как сегодня следует подходить к организации школьных мероприятий.

Заботиться о зрителе – принцип номер один в работе организатора. Важно понимать, что школьные мероприятия не только про веселье и радость, но чаще про творчество и самореализацию детей, про креатив педагогов, про причастность родителей к школе, про отклик выпускников. Если в любое мероприятие изначально вкладывать толику любви и желание сделать отрезок чьей-то жизни ярче, то оно просто не сможет пройти плохо. Я убеждена, что именно такой посыл наполняет событие смыслом и не придает ему налета обязаловки.

Удивлять изящными ходами. Этот принцип напрямую вытекает из первого. Что мы делаем перед днем рождения любимого человека? Верно, пытаемся придумать доселе невиданный сюрприз. Поэтому, тестируя новый формат мероприятия, вы не только подогреваете интерес аудитории, но еще и зарабатываете репутацию человека, не тиражирующего праздники под копирку. Даже в самые традиционные мероприятия всегда можно добавить свежие фишки. По правде говоря, это, прежде всего, нужно вам самим, чтобы однажды не обнаружить себя застрявшими в Дне сурка.

Тренировать насмотренность – прекрасный совет для того, чтобы прокачать свое чувство вкуса и найти вдохновение. Новые идеи можно черпать отовсюду. 

1.    Внимательнее смотрите любимые YouTube- каналы, где можно подглядеть и новый формат, и новый конкурс, и актуальную тему. 
2.    Не забывайте про instagram-аккаунты коллег по цеху. Да-да, учителя-блогеры – это, как правило, креативные люди, искренне стремящиеся разнообразить творческую жизнь своих учеников. 
3.    А сейчас лайфхак на миллион! Если вы не работали профессиональным организатором мероприятий, советую вам подписаться на блог… организатора свадеб! Именно они отличаются безупречным вкусом и стилем, а значит, вы натренируете адекватное восприятие декора и оформления. И узнаете тонкости: как обустроить welcome-зону для гостей, как проинструктировать фотографа, нужен ли человек на встречу гостей – это необходимое видение технических и организационных нюансов.
4.    Используйте сервис Pinterest. Волшебная комбинация темы вашего мероприятия и слова «party» выдает огромную порцию вдохновения. Если вы ищете идеи для Дня знаний – пишите в поиске school party (сервис в большинстве своем англоязычный) и найдете простые, но эффектные идеи оформления школы.

Готовить аудиторию перед мероприятием – иначе все предыдущие советы не сработают. Либо сработают, но впустую, ведь на ваше мероприятие никто не придет. Сейчас люди интуитивно принимают факт, что реклама и маркетинг присутствуют в нашей жизни повсеместно – таковы правила игры. Разве плохо будет, если перед мероприятием мы не просто один раз о нем расскажем,  а будем постепенно «прогревать» аудиторию? Сделаем афиши и оформление (очень рекомендую сервис Canva, без которого не представляю своей работы), выпустим тизер в соцсетях школы, проведем в сториз игры и опросы. Чем «вкуснее» мы расскажем о мероприятии, тем «вкуснее» его потом распробует зритель!

Важно помнить о главном: школьное событие, по сути отличается от обычного урока. И если дети сейчас учатся в Zoom , то мы просто не можем проводить праздники с теми же черными окошками и «говорящими головами». Используйте прямые эфиры, стримы, чат-боты и виртуальные квесты. С любовью придумайте необычный подход и сделайте так, чтобы дети и взрослые захотели попасть на ваше онлайн-событие и получили от него максимум возможного!