pic

Альбина ШАЛИНА

Заведующая детским садом № 390, г. Нижний Новгород (Нижегородская область), являющимся победителем конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2020» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад», член жюри конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2021»

Грамотно организованная инклюзия – это реальный шанс для ребенка с  проблемами здоровья получить качественное образование и найти свое место в жизни. При этом начинать социализацию можно – и нужно! – уже с раннего возраста. О том, как это происходит в дошколке, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала Альбина Шалина, заведующая детским садом № 390,  г. Нижний Новгород (Нижегородская область), ставшим победителем в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России – 2020» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». 

Альбина Анатольевна, сколько в вашем садике ребятишек с нарушениями здоровья и какие это нарушения?

Практику инклюзивного образования наш детский сад реализует с 2012 года. Всего списочный состав – 212 детей, 11 групп. 132 воспитанника — нормотипичные дети (ребята, не имеющие патологий развития и проблем с интеллектом. – Прим. ред.), а  80 имеют статус детей с ОВЗ и инвалидностью, осваивающих программу дошкольного образования в условиях полной либо частичной инклюзии. В их числе 62 ребенка с тяжелыми нарушениями речи и восемь детей с расстройством аутистического спектра. Еще восемь детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития (нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, расстройство аутистического спектра и др. генетические заболевания) посещают группу кратковременного пребывания, а два ребенка с инвалидностью посещают группы общеразвивающей направленности.
 
Под каждую категорию детей с ОВЗ у нас разработана Адаптированная основная образовательная программа, а для ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития из группы кратковременного пребывания – индивидуальные образовательные программы.

Есть ли у Вас дополнительный персонал для работы с такими ребятами и каковы его задачи?

Порядок и содержание образовательной деятельности детских садов определяет приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 года. В соответствии с этим документом в штатное расписание были внесены необходимые изменения, в результате которых с детьми групп разной направленности занимаются соответствующие специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы.

В чем Вы видите основную задачу инклюзивных образовательных организаций в целом и вашего детского сада в частности? Социализация детей с ОВЗ? Их подготовка к обучению в обычной школе? Приучение здоровых детей правильно относиться к тому, что рядом находятся люди с проблемами здоровья? Может быть, что-то другое? 

Исходя из специфики учреждения, одним из приоритетных направлений нашей работы является социализация воспитанников, в которую включены все участники образовательной деятельности: педагогические работники, дети, родители, социальные партнеры. Нами была разработана программа социально-сетевого взаимодействия «Мы вместе», позволяющая установить надежные и долгосрочные отношения с социальными партнерами и мотивировать родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания и социального развития детей с ОВЗ.

Одной из центральных идей программы является развитие культуры семейного досуга, а ее реализация предоставляет родителям широкие возможности общения друг с другом, обмена опытом семейного воспитания, повышения своей педагогической компетентности. Уникальность, результативность и высокая оценка социально значимых проектов, реализованных в рамках этой программы, принесли свои плоды: наше учреждение стало участником одного из самых престижных конкурсов города – «Премия Нижнего Новгорода».

Основными целями службы психолого-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ являются их успешная адаптация, реабилитация и личностный рост в социуме.  Поэтому главным подтверждением эффективности этой работы служат результаты инклюзивной практики: стабильно высокий уровень освоения детьми образовательных программ и достижения целевых ориентиров, а также перевод ребенка из группы компенсирующей направленности в группу общеразвивающей направленности.

Другой позитивный результат – освоение ребятами разнообразных программ дополнительного образования и раскрытие способностей и талантов с учетом  интересов детей. Очень важно и развитие мотивации к образовательной деятельности, а также достижение высоких результатов в конкурсах различных уровней и направленностей: экологической, творческой, спортивной, интеллектуальной и других. Поэтому наши воспитанники участвуют в конкурсах всероссийского, регионального и городского уровней, а на базе детского сада № 390 проходят такие конкурсы и проекты, как «Шашечный турнир», «Конкурс чтецов», семейный конкурс «Папа года», «Кулинарный поединок» и многие другие.

В чем главная сложность работы инклюзивных образовательных организаций? 

Основные сегодняшние вызовы связаны с сохранением высокого уровня профессионализма педагогических работников в быстро изменяющемся мире, с работой по повышению качества дошкольного образования, а также с соответствием предоставляемой услуги уровню ожиданий ее заказчиков – родителей.

Как Вы пришли в педагогику и почему решили посвятить себя инклюзивному образованию?

В 2001 году я окончила Нижегородский государственный педагогический университет, прошла путь своего профессионального становления от воспитателя, затем старшего воспитателя и так до руководителя дошкольной организации. До настоящего времени продолжаю трудиться в области дошкольного образования. Появление в детском саду детей с особыми образовательными потребностями и определило изменение направления работы в сторону инклюзивного образования. 

Что дало Вам участие в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России»? 

Кропотливая, серьезная подготовительная работа всего педагогического коллектива, а также участие в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» позволило нам обобщить имеющийся на сегодняшний день опыт работы по инклюзивному образованию с детьми дошкольного возраста, представить его на всероссийском уровне и получить экспертную оценку нашей работы. Мы же познакомились с лучшим опытом регионов России и увидели, насколько актуальны вопросы инклюзивного образования на нынешнем этапе.

В чем Вы видите значение состязания образовательных организаций с инклюзией?

Основное значение этого уникального в своем роде конкурса я вижу в выявлении и распространении наилучших практик инклюзивного образования на всероссийском уровне и их представление мировому педагогическому сообществу. 

Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»

Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится с 2013 года и ежегодно объединяет все большее количество образовательных организаций из разных регионов страны. Организатором конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации, соорганизатором и оператором конкурса – Московский государственный психолого-педагогический университет, в 2021 году на территории вуза проходили очные испытания для финалистов федерального этапа. Торжественное закрытие конкурса состоялось 22 октября. 

Конкурс позволяет выявить лучшие практики инклюзивного образования, активизировать работу образовательных организаций по включению детей с ОВЗ в систему общего образования. Он также важен тем, что привлекает внимание общественности и СМИ к развитию инклюзивного подхода в образовании. Подготовка к конкурсу мотивирует управленческие команды образовательных организаций к обобщению своего опыта, анализу достигнутых результатов, сильных и слабых сторон. Участие в испытаниях способствует профессиональному росту педагогических коллективов, вдохновляет их на поиск новых решений. 

Цели конкурса 

Повышение активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространение позитивного педагогического опыта в этой сфере. 

Учредитель

Министерство просвещения Российской Федерации. 

Кто может участвовать

Образовательные организации, реализующие наравне с основными образовательными программами адаптированные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, которые используют инклюзивные подходы в обучении и развитии детей с ОВЗ. В конкурсе не могут участвовать образовательные организации, занявшие первые места в номинациях конкурса в течение последних пяти лет, а также коррекционные школы. 

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа по следующим номинациям: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад».

Первый этап (региональный) направлен на отбор финалистов – лучших представителей субъекта Российской Федерации в каждой из номинаций. 

Федеральный этап состоит из заочной и очной частей. В заочной части жюри оценивает представленные конкурсные материалы (анкеты и презентации участников) и определяет 20 лауреатов в каждой номинации, которые набирают наибольшее количество баллов в общем рейтинге и проходят в очную часть федерального этапа. 

В рамках очной части конкурсанты презентуют опыт организации инклюзивного процесса в своей школе или детском саду, отвечают на вопросы членов жюри. По итогам очной части, которая проводится в Москве, определяются победители, занявшие первое, второе и третье места в каждой номинации.

Что оценивает жюри 

В заочной части федерального этапа жюри оценивает конкурсные материалы по ряду критериев, включающих доступность образовательной (архитектурной, пространственно-временной, предметно-развивающей) среды, формы психолого-педагогического сопровождения, организации образовательного процесса, результаты реализации инклюзивной практики, включение учащихся с ОВЗ в дополнительное образование. 

В очной части конкурса жюри оценивает очные презентации лучших практик по номинациям.

Жюри 

В состав жюри входят специалисты, имеющие опыт практической и научной работы в сфере образования учащихся с ОВЗ. 

Награды

Сорок лауреатов конкурса награждаются дипломами. На торжественной церемонии победители, занявшие второе и третье места в каждой из номинаций, получают дипломы и ценные призы, а победители, завоевавшие первое место в каждой из номинаций, – диплом победителя, ценный приз и памятную статуэтку.