pic

Людмила ГАВРИЛОВА, директор специальной (коррекционной) школы-интерната города Новотроицка Оренбургской области.

Всесторонняя поддержка во время обучения и гарантированное трудоустройство – то, чем отличается специальная (коррекционная) школа-интернат города Новотроицка Оренбургской области. Здесь обучаются дети-инвалиды, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. О том, как именно устроено обучение и освоение разных профессий, рассказала директор учреждения Людмила Гаврилова.

Людмила Ивановна, по сути, в школе-интернате ребята получают и образование, и профессию. А много ли у вас сейчас воспитанников?

На данный момент у нас обучаются 444 ребенка, из них 247 детей с нарушениями умственной деятельности, но они не признаны недееспособными. У нас есть ребята с патологией зрения, дети-инвалиды, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Очевидно, что и образовательный процесс у нас выстроен по-особенному. Я долго продвигала идею открытия в регионе такого учебного заведения, где бы умственно отсталые дети смогли получить образование и приобрести профессию. Ведь очень важно, чтобы они не остались на обочине жизни, а были заняты делом. В 2010 году нам предоставили здание.

Школа-интернат объединяет несколько ступеней образования, верно? 

Да. У нас соединены общее, дополнительное, коррекционное и начальное. Когда школа-интернат только создавалась, мы ввели предпрофильную подготовку, чтобы создать основу для получения профессии. Потому что дети должны владеть элементарными знаниями. Мы начинали с четырех специальностей: сварщик, швея-портная, штукатур-маляр и плотник. Сейчас их, конечно, больше. Предпрофильная подготовка начинается с 7-го класса. Примерно с этого возраста вырисовываются возможности и способности детей. Мы направляем каждого по его интересам, и по окончании 9-го класса уже четко определен его путь: на какую специальность ребенок будет поступать. 

Что ждет ребят после 9-го класса? 

Практика на предприятиях. Год они обучаются и затем устраиваются на месячную практику. Разумеется, мы отслеживаем их работу на каждом этапе. У нас есть тьюторы, социальные работники, которые взаимодействуют с работодателями, чтобы особенных подростков хорошо приняли в коллектив. А после второго года обучения мы им гарантируем трудоустройство. Каким образом? Сотрудничаем с территориальными центрами занятости. За год до окончания мы уже подаем заявки о том, что на предприятиях появятся плотники, сварщики и так далее. 

Планируете ли вы открывать новые специальности? 

Мы расширяемся. У нас уже не четыре, а восемь специальностей. Подчеркну, что не по каждой наши дети могут полноценно работать. Есть свои нюансы. Например, мы открыли профессию социального работника без права оказания юридических и медицинских услуг. По этим восьми компетенциям у нас обучаются 119 человек. Кроме того, наши дети учатся дольше, потому что для особенных детей нужно больше времени на усвоение материала, нужно чаще повторять и тренироваться. 

А как создавался педагогический коллектив?

Мне повезло, что со мной согласились работать преподаватели – мастера трудового обучения. Принципиально важно для наших педагогов, кроме основного профильного образования, иметь дефектологическое. Поэтому мы сотрудничаем с центром «Развитие и коррекция» под руководством члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования Худенко Елены Дмитриевны. Мы добились того, что к нам приехал специалист, который на месте обучил всех наших педагогов, и они получили дополнительное дефектологическое образование. Но одного образования мало. Все наши педагоги – это люди с большим добрым сердцем, неравнодушные, очень терпеливые и отзывчивые. Они дарят любовь и заботу детям, которым очень не хватает семейного тепла. Я им выражаю огромную благодарность за то, что они, во-первых, не стоят на месте, а во-вторых, они всегда совершенствуют свои знания. В-третьих, наши педагоги очень мобильны. Это позволяет нам достигать больших высот!

Какими достижениями гордитесь больше всего? 

Мы ежегодно принимаем участие в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». На протяжении четырех лет по многим компетенциям были победителями. Горжусь не столько призовыми местами, сколько осознанием того, что мои дети преодолевают себя, свои барьеры, тренируют силу воли. В этом году мы попали  в 100 лучших школ России. Однако наша школа не ограничивается возможностями интернатного учреждения. Мы проводим большую разъяснительную работу, семинары. Большая работа ведется по воспитанию. Кроме основной программы, ребенок получает возможность творить, размышлять, конструировать. Ежегодно мы принимаем участие в региональном фестивале «Тепло детских сердец», проводимом некоммерческим партнерством «Газпром в Оренбуржье» среди интернатных учреждений и детских домов области, и являемся постоянными призерами и победителями этого мероприятия. 

На этот год какие планы? 

Несмотря на то что находимся в провинции, мы не оторваны от жизни – идем в ногу со временем, уделяем большое внимание психологической поддержке наших детей. Мы продолжим развивать наш уникальный проект «Социальная гостиная». Что это такое? Это группа людей, которая помогает адаптироваться детям к взрослой жизни. Они отслеживают этих ребятишек: как они устроились, как они создают семьи, своевременно ли предоставили детям-сиротам жилье. Например, если у наших выпускников возникают проблемы на работе, подключается «Социальная гостиная». Тьюторы общаются с руководителями, участвуют в диалоге, сглаживают возникшие острые углы, и все конфликтные ситуации снимаются.