pic

Майя МАЙСУРАДЗЕ

Директор Гимназии имени Е.М. Примакова Одинцовского городского округа (Московская область), победитель Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России – 2021»

Директор школы, совсем как капитан корабля, отвечает буквально за все происходящее на вверенном ему объекте. От расписания и содержания учебных занятий в своей образовательной организации до обеспечения пожарной безопасности и качества питания в школьной столовой. От воспитательной, внеучебной работы с детьми до подготовки выпускников к итоговой аттестации. О том, какова сегодняшняя работа школьного руководителя и как приходят в эту профессию, в одном из своих первых интервью после блестящей победы на Всероссийском профессиональном конкурсе «Директор года России – 2021» журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала директор Гимназии имени Е.М. Примакова Одинцовского городского округа (Московская область) Майя Майсурадзе.

Майя Отариевна, кто, с Вашей точки зрения, современный директор школы: учитель номер один или управленец-менеджер?

Это человек, который сочетает в себе разные роли и функции: не зря символом конкурса «Директор России» стал многогранный кристалл. Но для меня в первую очередь директор школы – это, конечно, учитель, а потом уже управленец, хозяйственник, коммуникатор. Задач очень много, и для того, чтобы быть эффективным, приходится вникать и уделять внимание деталям в очень разных областях работы.

Чем современный директор школы отличается от прежних?

Во-первых, многозадачностью и скоростью принятия решений. И, конечно, сейчас директор должен четко понимать и задавать для коллег современные тренды, держать руку на пульсе, выстраивать стратегию и тактику, планировать, куда вести свою команду, образовательное учреждение. При этом чрезвычайно важно оставаться современным, чувствовать детей, наших учеников, знать и вникать в их интересы.

Что, по Вашему мнению, помогло Вам победить в конкурсе «Директор года –2021»?

Предыдущий опыт, целеустремленность, ориентированность на результат здесь и сейчас. И, конечно, команда Гимназии Примакова, которая помогала, поддерживала, страховала меня, пока я была на конкурсе.

Почему и как Вы пришли в педагогику?

В три года я пришла домой из детского сада и твердо заявила маме, что буду учителем. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем.

Когда и как Вы стали директором школы и не жалели ли впоследствии об этом решении?

Впервые директором школы я стала в 2015 году. Я четко знала, что именно хочу изменить и привнести в эту школу: были идеи, силы, команда. Сомнений по поводу выбранной профессии не было никогда, в школе я всегда чувствовала себя на своем месте.

Что дали Вам участие и победа в конкурсе?

Это был сложный, но важный опыт. Конкурс дал возможность пообщаться с лучшими директорами в области школьного образования со всей страны. С профессионалами, составляющими жюри. И, конечно, вдохновение, импульс, силы двигаться дальше. Каждый день я чему-то училась у своих коллег – это очень ценно. Я счастлива, что о гимназии Примакова узнает все больше и больше людей по всей стране, что наш опыт и знания могут быть полезны и за пределами нашего региона. Еще получила невероятную поддержку: после каждого этапа конкурса мне писали, звонили, эта победа показала, как много людей за меня болели.

В чем Вы видите главное значение конкурса «Директор года»?

Обмен опытом в кругу профессиональных и мотивированных людей. В России существует целый ряд конкурсов, например «Учитель года», «Воспитатель года». Директор – это такой же специалист, и я твердо уверена, что успешные практики, новаторские идеи важны и нужны тем коллегам, которые хотят двигаться вперед, развиваться. 

 

Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России»

Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России», учрежденный Минпросвещения России, впервые прошел в 2021 году. Он направлен на популяризацию и повышение статуса руководителя образовательной организации. 
Конкурс ориентирован на выявление наиболее талантливых управленцев, закрепление образа современного директора школы как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования.

Он позволяет создать условия для тиражирования наиболее эффективных практик, давая возможность профессионалам продемонстрировать успешные модели работы, обменяться опытом, способствует внедрению передовых идей и подходов, формированию кадрового резерва лучших управленцев, перед участниками которого откроются новые профессиональные перспективы.

Победителем первого конкурса в 2021 году стала Майя Майсурадзе, директор областной гимназии им. Е.М. Примакова (Московская область). Она получила главный приз конкурса на торжественной церемонии в Государственном Кремлевском дворце. 

Цели конкурса 

Распространение инновационного педагогического и управленческого опыта в соответствии с современными тенденциями развития российского образования, популяризация педагогической профессии, привлечение внимания общественности к социально значимым проектам, демонстрация ресурсов и достижений системы образования.

Учредители

Министерство просвещения Российской Федерации.

Кто может участвовать

Руководители образовательных организаций общего образования (образовательных организаций, работающих на территории Российской Федерации, независимо от своей организационно-правовой формы) со стажем работы в качестве директора не менее 3 лет, которые являются гражданами Российской Федерации. 

Порядок проведения

Конкурс состоит из двух этапов – отборочный (заочный) и основной (очный), которые проходят в сентябре – октябре. 

Заочный отборочный этап включает два тура: это онлайн-тестирование и проверка сведений, предоставленных конкурсантом в электронном портфолио в разделе «Достижения». Конкурсанту присваиваются баллы по каждой из позиций раздела электронного портфолио, при этом для каждой позиции учитывается только одно достижение.

После этого к очному туру допускаются не более 30 человек. 

Очный этап конкурса «Директор года России» включает три тура. В ходе испытания первого тура «Формула успеха» участники демонстрируют эффективные управленческие решения из собственного опыта руководства школой, а во время испытания «Стратегическое решение»  второго тура, в который выходят 10 лауреатов с наибольшим количеством баллов, – компетенции в области стратегического проектирования. Конкурсанты совместно с управленческим составом своей школы разрабатывают проект/стартап на основе материалов, представленных в кейсе. 

Победитель определяется после испытаний третьего тура «Педагогический совет» и «Пресс-конференция «Вопрос директору года», в которых принимают участие 5 призеров конкурса. Конкурсанты демонстрируют профессиональные компетенции в области конструктивного взаимодействия с педагогическим коллективом, отвечают на вопросы интервьюеров (представителей учительской и родительской общественности, учащихся, студентов педагогических вузов, деятелей в сфере науки, культуры, политики и проч.), показывая умение вести конструктивный диалог по актуальным вопросам развития образования. 

Что оценивает жюри 

Испытания основного этапа конкурса оцениваются по следующим критериям:

Испытание «Формула успеха»: полнота раскрытия заявленной темы; информационная насыщенность и содержательность; качество представления информации и нестандартный подход к выполнению конкурсного задания; обоснованность и результативность представленного опыта; коммуникативная и речевая культура; рефлексивная культура.

Испытание «Стратегическое решение»: качественные характеристики разработанного проекта/стартапа, а также его презентации (защиты); профессионально-личностные качества конкурсанта.

Испытание «Педагогический совет»: постановка цели педагогического совета и его результативность; обоснованность и актуальность выбора темы педагогического совета; организация конструктивного профессионального взаимодействия; организационная, информационная и речевая культура; рефлексивная культура.

Испытание «Пресс-конференция «Вопрос директору года»: ценностные основания, аргументированность и конструктивность профессионально-личностной позиции; масштабность и нестандартность управленческого мышления; коммуникативная культура и грамотность речи.

Жюри

В состав жюри конкурса входят действующие директора школ, представители вузов, организаций дополнительного профессионального образования, реализующих программы подготовки и переподготовки управленческих кадров, органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, попечительских советов, родительской общественности, общественных ассоциаций и фондов, СМИ. 

Подведение итогов

Победитель получает главный приз на торжественной церемонии закрытия. Официальные партнеры конкурса учреждают для участников специальные номинации. Учредитель и партнеры также вправе установить дополнительные формы поощрения для участников.